Лучший педагог года

Программа работы с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год

Марина Гусева
Программа работы с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год

Актуальность создания системы раннего выявления семейного неблагополучия в ДОУ обусловлена потребностью оказания своевременной психолого-педагогической помощи семьям и воспитанникам уже на первой ступени дошкольного образования с целью достижения эффективных результатов в воспитании, развитии и обучении ребёнка в семье в будущем.

Вместе с тем современная ситуация характеризуется тем, что организации психолого-педагогической помощи неблагополучным семьям в нашем детском саду на высоком уровне не совсем возможна по нескольким причинам, среди которых:

Публикация «Программа работы с семьями „группы риска“ и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год» размещена в разделах

1. Трудности социально-экономического характера : постоянная «загруженность», отчуждённость родителей, и как следствие - недостаток внимания со стороны родителей к своим детям.

2. Повышение ответственности семьи за воспитание, развитие и обучение ребёнка, а не перекладывание полной ответственности за образование и воспитание детей на дошкольное образовательное учреждение. Статья 44, пункт 1 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» : «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

3. Недостаточная психологическая и педагогическая компетентность родителей в воспитании и обучении детей, информированность родителей в вопросах соблюдения прав и достоинства ребёнка дошкольного возраста, своих прав и обязанностей.

4. Узкие интересы родителей, отсутствие увлечений (хобби, семейных традиций, передающихся из поколения в поколение (совместное проведение праздников, посещение театра и музеев, пешие прогулки по улицам города, сбор материалов по истории своей семьи, туризм и др.).

5. Отсутствие в ДОУ психолого-педагогической службы, которая оказывала бы помощь педагогам и родителям в проведении коррекционной работы с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников.

Организация работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказания помощи семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста – это комплексный и многоплановый процесс, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности: воспитанники, педагоги, администрация ДОУ, родители (законные представители) и социум.

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующий, воспитатели и общественный инспектор) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка,

воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих

обязанностей, можно отнести:

утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническую запущенность;

склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

неумеренный аппетит;

задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

привлечение внимания любым способом;

чрезмерная потребность в ласке;

проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются :

в боязливости ребенка;

в выраженном страхе взрослых;

в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

в боязни идти домой;

в жестоком обращении с животными;

в стремлении скрыть причину травм.

Признаки неблагополучия в семье

Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде; неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

Ребенок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

Ребенок постоянно проживает с родственниками либо другими людьми, родители в детском саду не появляются.

При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и существующих в ней проблем.

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Третий этап: установление контакта с членами семьи или её представителем; изучение личностных особенностей членов семьи; оценка качества отношений в семье, изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, целей, ценностных ориентаций.

Четвё ртый этап: формулировка проблемы, лежащей в основе неблагополучия семьи; составление социальной карты семьи.

Пятый этап: постановка задач на взаимодействие педагога, специалистов с ребенком/родителем/семьей.

Шестой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (отдел опеки и попечительства управления образования, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.).

Седьмой этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй, текущие и контрольные посещения семьи.

Восьмой этап: реализация действий по улучшению ситуации в семье.

Девятый этап: оценка эффективности.

Десятый этап: обратная связь.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях.

ПЛАН РАБОТЫ

с семьями «группы риска» и семьями, находящимися

в социально опасном положении

на 2016-17 учебный год

Содержание работы Сроки проведения Ответственные

Подготовка нормативно-правовой базы по проблеме охраны прав детей Сентябрь-октябрь 2016 г. Заведующий МДОУ, старший воспитатель

Сбор сведений о семьях, выявление семей «группы риска», составление социального паспорта группы Сентябрь 2016 г. Воспитатели групп

Рассмотрение представлений педагогов групп о постановке на внутрисадовый учет неблагополучных семей Сентябрь 2016 Совет профилактики ДОУ

Обновление сведений о семьях, состоящих на различных видах учёта; составление социального паспорта ДОУ Сентябрь 2016 Общественный инспектор

Составление индивидуального плана профилактической работы с каждой неблагополучной семьёй Октябрь 2016 Воспитатели групп, общественный инспектор

Выявление неблагополучных семей В течение года Общественный инспектор, воспитатели групп

Посещение семей с целью установления более тесных контактов между семьёй и детским садом, анализ внутрисемейных взаимоотношений. Ведение тетради посещения семей. В течение года Воспитатели групп

Контроль за посещаемостью, условиями жизни и воспитания детей в неблагополучных семьях. Составление актов посещения семей. В течение года Воспитатели групп

Обследование семей «группы риска», выход в семью для решения конкретных проблем семьи и ребёнка По мере необходимости Общественный инспектор по защите прав детства

Проведение индивидуальных консультаций для родителей По мере необходимости Общественный инспектор по защите прав детства

Участие в проведение общих и групповых родительских собраний По мере необходимости Заведующий МДОУ, старший воспитатель,

общественный инспектор

Организация информационного стенда ДОУ по проблеме защиты прав детей Первое полугодие Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор

Оформление в каждой группе информационных стендов для родителей воспитанников «Права ребёнка» Первое полугодие Воспитатели групп

Продолжение таблицы

Индивидуальная работа с родителями воспитанников с целью повышения их психологической и педагогической компетенции В течение года Воспитатели групп

Индивидуальная работа с семьями с целью контроля за детско-родительскими отношениями и профилактики пренебрежительного или жестокого отношения к детям В течение года Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор, воспитатели групп

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства и стимулирование родительской активности: привлечение родителей к совместной деятельности с воспитанниками и сотрудниками детского сада (участие в праздниках, совместных мероприятиях, родительских собраниях и т. д.) В течение года Воспитатели групп

Организация общих родительских собраний в ДОУ для проблемных семей По мере необходимости Заведующий МДОУ, старший воспитатель

Организация и проведение профилактических мероприятия (семинары, тренинги и др.) для проблемных семей По мере необходимости Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор

Наблюдение за детьми, чья семья состоит на каком-либо виде учёта В течение года Общественный инспектор, воспитатели групп

Взаимодействие с органами опеки и попечительства, учреждениями системы профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних В течение года Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор

Анализ работы с неблагополучными семьями Май 2017 Заведующий МДОУ, старший воспитатель, общественный инспектор, воспитатели групп

Публикации по теме:

Методы работы с неблагополучными семьями Проблема: Педагогическая безграмотность родителей Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе.

Обобщение и распространение опыта работы «Работа соц. педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении» Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает.

План работы с неблагополучными семьями в младшей группе Сентябрь-ноябрь 1. Изучение социально-психологического микроклимата семей. Выделение семей высокого социального риска. Заполнение социальных.

План работы с семьями воспитанников Формы работы Содержание работы Сроки проведения Ответственные Отметки о выполнении 1. Рекламный блок. Маркетинговые исследования. Создание.

Программа-организация работы с родителями второй младшей-средней группы на 2015–2016 учебный год согласно ФГОС до I. Целевой раздел Пояснительная записка В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач,.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников в средней группе Пояснительная записка Программа социального партнерства с семьями воспитанников средней группы №1 (далее – Программа) составлена на 2016-2017.

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2016–2017 учебный год Пояснительная записка. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования - его непрерывность,.

Рабочая программа воспитателя для подготовительной группы на 2016–2017 учебный год Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Семейный клуб как форма работы с семьями воспитанников в ДОУ 1 слайд: Семейный клуб как форма работы с семьями воспитанников в ДОУ Разработали: воспитатели МАДОУ «Детский сад № 22» г. Перми Мизева.

Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы) Традиционные и инновационные формы работы семьи и образовательного учреждения. Центральное место в формировании личности ребенка занимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа работы с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год
Опубликовано: 17 января 2017 в 01:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД