Получи документы

Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ

Людмила Мудрак
Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ

Пояснительная записка

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Публикация «Программа по речетворчеству: „Загадушка“ Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ» размещена в разделах

Одним из принципов развивающего обучения является наличие проблемной ситуации. Работа в условиях проблемных ситуации ставит ребенка перед необходимостью преодолевать затруднения, искать и самостоятельно находить ответ, активно использовать усвоенные знания. Ребенок не только учится анализировать и решать задачи предложенные воспитателем, но и проявляет творчество, предлагая свои варианты. А это показатель умения самостоятельно планировать свою умственную и речевую деятельность, предвидеть результат. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Программа предусматривает развитие у детей таких мыслительных операций: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно – следственных связей, понимание взаимосвязей, способности рассуждать, умение комбинировать.

Языковое развитие зависит от развития мышления, на что и рассчитана программа. Методика проведения занятий предполагает подгрупповую форму организации детского коллектива, они рассчитаны на 30-35-минут 1 раз в неделю.

Последние 6 занятий рассчитаны на закрепление материала и творчество педагога. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных» результатов, предполагают вариативные ответы.

Материал подобран по принципу от простого к сложному и приемам, используемым в составлении загадок. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал сгруппирован отдельными блоками серий загадок.

Основная часть

Цель: развитие интеллектуальной и творческой активности ребенка, которая связана с развитием познавательной сферы.

Задачи:- усвоение традиций русского языка и развитие речетворчества;

- знакомство с механизмом образования слов, рифм, умением их использовать в своей речи;

- обогащение словаря антонимами, синонимами, образными выражениями;

- воспитание интереса к слову, чуткости к семантике и форме, способности применять имеющиеся знания в новых условиях.

Важным аспектом в достижении цели является наличие мотивации. Переход от внешней игровой мотивации, поддерживающей интерес ребенка к занятиям с внутренней мотивацией, когда ребенок каждый раз испытывает удовлетворение от проделанной работы, от полученного результата «я могу» помогает воспитать уверенность в своих силах.

Развитие основ теоретического мышления (умение видеть внутренние взаимосвязи)- один из принципов развивающего обучения. И в работе с загадкой эта возможность вполне осуществима.

Принципы построения программы:

• доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

• систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

• личностно-ориентированный подход;

• изучение интересов и потребностей детей;

• практическое участие и наглядное оформление;

• творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Отгадывая загадки, мы следуем определенному алгоритму.

Алгоритм работы с загадкой:

1. Вначале выясняем, что нужно искать.

2. Затем, где искать.

3. Выделяем характерные признаки, устанавливаем взаимосвязи.

4. Объединяем имеющуюся информацию и выдвигаем предложения.

5. Корректируем имеющиеся данные.

6. Делаем выводы.

Вначале идут авторские загадки.

Первые загадки Асена Босева не сложны, т. к. даются в стихотворной форме, имеют перечень признаков, по которым легко угадать животное. Помогает найти отгадку подбор рифмованных, знакомых ребенку, слов.

Здесь же мы предлагаем детям попробовать свои силы:

1. В составлении загадки, используя несложный алгоритм про животный мир, куда включают 4 компонента: как кричит, как двигается, чем питается и где живет.

Ищем вместе с детьми приемлемую знаковую символику. Обозначения должны быть постоянны на карточках.

Если детям первоначально трудно выделить 5-характеристик для загадки, число их можно сократить.

Загадки К. Чуковского также о знакомых предметах, но более завуалированы. Здесь свойства живого объекта переносятся на неживой объект.

2. Составляя загадки по аналогии, выделяем подсистему и количество частей.

Все это можно выразить в простой схеме:

Количество частей Название частей

Можно заменить выражениями:

Сколько?

Чего?

Можно посоветоваться с детьми и заменить эти выражения какими-то другими. Карточками с кружочками или цифрами. Использование схем, символов, знаков обязательное условие при обучении составлению загадок, помогающее найти заместителей для кодирования информации и развития абстрактного мышления.

3. Более сложны загадки К. Чуковского, где выделяется не только качество предмета, но и ищутся сравнительные характеристики. Здесь уместна такая схема:

Какое?

Что такое же?

Чтобы легче найти подходящие определения, следует выделить характеристики

объектов по признакам:

Цвету- карточка, где обозначены цвета

Форме - карточки по типу, геометрических фигур

Весу - карточка символ веса

Размеру - больше, меньше

4. Следующая серия загадок, отгадать которые можно с помощью игры «Данетка».

Воспитатель объясняет детям, что на их вопросы он может ответить только «Да» и «Нет». Поэтому важно научить ребенка правильно задавать вопросы. А поиск ведется по принципу от общего к частному.

Постепенно, сужая круг поиска, дети находят загаданный объект. При этом они описывают не только местонахождения объекта в общей схеме, но и выделяют качества объекта.

5. Следующий блок загадок – о природе, где предмет отгадок – объекты как живой, так и неживой природы. Но система работы строится на закреплении уже имеющихся знаний сочинения загадок с использованием выделения признаков объектов и поиска, на что может быть похоже или, в чем различие. Вместе с тем вводится новый способ построения загадки с помощью выделения функции и антифункции объекта.

Классификация объектов в новой серии загадок идет несколько необычно, т. к. необходимо находить объекты по признакам формы:

«Что вы знаете круглое?» и материала: «Что сделано из дерева, железа, ткани и т. д. ?», место расположения: «Что растет в пустыне?» и т. д.

Загадки про части предметов учат видеть подсистему, а про следы – плоскостное изображение предметов.

6. Загадки о системе и антисистеме построены на использовании антонимов. Эти загадки знакомят детей с понятием противоречия, учат находить эти качества в окружающем.

7. Загадки о словах и звуках дают возможность провести звуковой анализ слова, выделить спрятанный звук. Более сложны загадки о словах, где необходимо не только выделить звуки, но и описать, на что похожи буквы, а уж затем составить загадку, поэтому лучше использовать короткие слова.

8. Завершением могут стать загадки-шутки, которые также развивают сообразительность детей.

Занятия по данной программе помогут шестилеткам научиться:

• Описывать признаки предметов и явлений;

• Сравнивать предметы между собой;

• Классифицировать предметы и явления, называть группы предметов

обобщающим словом, определять принадлежность предмета к той или

иной группе, находить лишний предмет, который не входит в данную

группу;

• Узнавать предметы по описанию;

• Определять последовательность событий; .

• Рассуждать о противоположности признаков и явлений;

• Целенаправленно запоминать;

• Творчески мыслить;

• Строить умозаключения;

• Ориентироваться в пространстве;

• Выражать свои эмоции и состояния;

Публикации по теме:

«Восьмиконечная звезда» по принципу оригами«Восьмиконечная звезда» по принципу оригами Цель:упражнять детей старшего дошкольного возраста в изготовлении игрушек по принципу оригами; развивать художественный вкус, логику, память,.

Аттестационный материал Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей МБДОУ № 7 «Оценка роли воспитателя в развитии ребенка» По итогам анкетирования.

Индивидуальная программа саморазвития «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития.

Конспект НОД по развитию речи «Загадушка-сказушка» Занятие по развитию речи: «Загадушка-сказушка» Цель: побуждать детей к элементарному словарному творчеству, совместно с воспитателем; закреплять.

Круги Эйлера. От простого к сложному Ориентация в пространстве. (С обручами) Положите желтый кубик, так чтобы он был внутри желтого, но снаружи от красного и зеленого. Ориентация.

материал Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:Центр развития ребенка – детский сад I категории №6 «Березка» Выступление.

Сценарий мероприятия социально-педагогической направленности «Бабушка-загадушка» Цель: Формирование коммуникативных навыков у детей через сотрудничество со взрослыми. Задачи: 1) Учить детей отгадывать загадки; 2) Развивать.

Сюжетно — физкультурное занятие на воздухе по принципу круговой тренировки в старшей группе «Путешествие к феи» Сюжетно – физкультурное занятие на воздухе по принципу круговой тренировки в старшей группе «Путешествие к феи». Цель: Упражнять детей в.

Весеннее развлечение «Бабушка-загадушка» Из опыта муз. руководителя Николаевой Ж. А. «БАБУШКА - ЗАГАДУШКА» Весеннее развлечение для первой младшей группы. ВОСПИТАТЕЛЬ (у входа.

Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] — [П’] КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ в подготовительной логопедической группе Тема занятия: «Путешествие в страну звуков». Дифференциация согласных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по речетворчеству: «Загадушка» Материал подобран по принципу от простого к сложному-ТРИЗ
Опубликовано: 28 июня 2016 в 17:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД