Папки-передвижки

Программа по самообразованию «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Светлана Белоусова
Программа по самообразованию «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Актуальность выбранной темы.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новый ФГОС ДО, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду.

Публикация «Программа по самообразованию „Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная развивающая предметно-пространственная среда.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;

• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;

• сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с современным государственным стандартом.

Мероприятие Задачи Содержание работы Литература Сроки Ожидаемый результат

Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы Изучение нормативной документации, сопровождающей ФГОС ДО. • Изучение материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования

Изучение базовых документов ФГОС ДО

Изучение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.

Изучение требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам освоения программы 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

3. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4

5. Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. \\Дошкольное воспитание — 2013 - №2с. 109-112 Январь 2014 -май 2014 Написание эссе «ФГОС ДО – это

Обобщение педагогического опыта по вопросу изучения ФГОС ДО Формирование и закрепление профессиональных знаний, умений в систематизации содержания работы. • Изучение Интернет-ресурсов

• Участие в анкетировании

• Участие в семинарах и педагогических советах

• Участие в вебинаре «Создание игровой интерактивной среды с учетом ФГОС дошкольного образования» 1. https://ozgdou20.edumsko.ru/activity/fgos/articles10/razvivayuwaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_sootvetstvii_s_fgos/ Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

2. https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-dou.html Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Авт. : Елена Приемщикова

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/20/fgos-do-proektirovanie-razvivayushchey-predmetno-0 ФГОС ДО : проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Авт. Лупинос Людмила Владимировна Март 2014 - май 2014

Май 2014 Выступление на педагогическом совете с презентацией «Изучаем ФГОС ДО. Познавательное направление развития».

Сертификат участника вебинара

Детальное изучение развивающей предметно-пространственной среды по всем образовательным областям Проанализировать готовность развивающей предметно-пространственной среды группы к введению ФГОС ДО • Проведение оценки и анализа предметно-пространственной среды группового помещения.

Изучение интересов, склонностей, предпочтений, особенностей детей группы.

• Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям) 1. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2012

2. Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013

3. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2012 г.

4. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013 Сентябрь 2014 – октябрь 2014 Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО

Составление проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Активизирование собственных знаний по проектированию развивающей предметно-пространственной среды • Изучение литературы по теме

• Разработка проекта

• Привлечение родителей к организации развивающего пространства в групповой комнате, к изготовлению пособий 1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования Алтайского края. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.

2. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство- Пресс»,2014 -128с.

3. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г. Ноябрь 2014 –декабрь 2014

Январь 2014 – май 2015 Проект «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»

Распространение педагогического опыта по данной теме - Познакомить педагогов с опытом работы по изученному вопросу.

- Повысить уровень профессиональной компетентности

педагогов по организации работы с семьей.

- Привлечь родителей к активному участию в организации развивающей предметно -пространственной среды группы. • Ознакомление педагогов с проектом на педагогическом совете

• Ознакомление с проектом родителей

• Публикация проекта на Международном образовательном портале MAAM.RU

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015 Выступление с проектом на педагогическом совете, родительском собрании, получение сертификата о публикации на интернет-портале

Реализация проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Обогащение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды оборудованием и материалами в соответствии с ФГОС ДО • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

• Подготовка к выступлению на РМО с защитой проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Сентябрь 2015 – май 2016 Выступление на РМО с защитой проекта «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»

Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

Методическая литература

1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2010

2. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.

3. Предметно-развивающая среда детского сада; Сфера, 2012. - 128 c.

4. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2011

5. Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013

6. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2012 г.

7. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство- Пресс»,2014 -128с.

8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г.

9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013

10. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ; Детство-Пресс, 2013

Периодические издания

1. Воспитатель ДОУ, №11, 2012; Сфера, 2012.

2. Воспитатель ДОУ, №12, 2012; Сфера, 2012

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4

4. Г. Глушкова. «Центры сгущения» интересов и предпочтений детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание — 2013 - №2с.

Электронные ресурсы

1. https://www.maam.ru/ - международный образовательный портал

2. https://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

3. https://ds11.edumsko.ru/ - сеть сайтов образовательных учреждений

4. https://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»

5. https://ozgdou20.edumsko.ru/activity/fgos/articles10/razvivayuwaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_sootvetstvii_s_fgos/ Развивающая

предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

6. https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-dou.html Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Авт. : Елена Приемщикова

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/20/fgos-do-proektirovanie-razvivayushchey-predmetno-0 ФГОС ДО : проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Авт. Лупинос Людмила Владимировна

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ С вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Изучение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 12 апреля 2015 в 16:42
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД