Лучший педагог года

Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

Елена Гурьянова
Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Музей-это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

Актуальность.

В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка.

Публикация «Программа по самообразованию: „Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:

Образовательная область Познавательная активность

Учебный год

высокая средняя низкая

2012-2013 уч. год 22% 56% 22%

Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.

С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства.

Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.

Цель самообразования.

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.

Задачи самообразования.

1. Изучить методическую литературу по теме.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

3. Сформировать у дошкольников представление о музее.

4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.

5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.

6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.

Предполагаемый результат:

1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:

а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;

в) организацию встреч с интересными людьми.

4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Этапы работы.

Этапы Содержание работы Сроки

Теоретический 1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Постановкапроблемы. 2013г.

Практический 1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Проектирование результатов. 2013-2014г.

Обобщающий 1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

2014-2015 г.

Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространения опыта среди коллег.

2015 г.

1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы.

№п/п Автор Название

1 Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке». «Мир Музея». (2005г)

2 Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.

4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.

5 Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.

6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.

8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

9 Гогиберидзе. Г. М. «Формирование музейной педагогики». 2007г.

10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».

11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.

13 Интернет-ресурсы.

2. Практический этап.

Форма работы Содержание работы Сроки

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

Семинар на тему: «Создание мини-музея».

Определение темы музея.

Составление перспективного планирования работы.

«Сказка в гости к нам спешит».

Декабрь.

2013 г.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД на темы:

Чтение художественной литературы:

Дидактические игры :

Инсценирование сказок:

Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.

Самостоятельная деятельность в музее.

Чтение стихов, загадок о сказках. «На полянку пойдём, там сказку найдём».

«Заюшкина избушка».

«Сказка за сказкой».

«Три медведя».

«Рукавичка», «Жихарка», «Заюшкина избушка» и т. д.

«Расскажи сказку», «Что сначала, что потом».

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Декабрь.

2013 г.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание.

Анкетирование.

Консультации.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сказкам.

Участие родителей в выставке рисунков.

Участие в сборе экспонатов. «Мини-музей-новая форма работы».

«Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».

«Музей и дети».

«Русские народные сказки».

Декабрь. 2013 г.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление альбома.

Оформление наглядной информации.

Изготовление атрибутов для театра.

Оформление мини-музея.

Работа в методическом кабинете. «Сказки».

Пополнение информационного материала.

«Сказка в гости к нам спешит».

Подбор и оформление наглядной информации для родителей по содержанию.

Декабрь. 2013г.

Изучение имеющейся литературы.

Определение темы мини-музея.

Разработка плана работы музея.

Проведение тематических бесед.

«Книга-наш друг». Февраль. 2014г.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД по темам:

Экскурсия в библиотеку.

Выставка.

«Конкурс чтецов».

Литературная викторина. «Такие разные книги».

«Может сказка, может быль».

«История возникновения бумаги».

«Путешествие в мир книги».

«Книжка-малышка в подарок младшим детишкам».

«Любимая книжка любимого писателя».

«В мире сказок».

Февраль. 2014г.

Взаимодействие с родителями

Консультация.

Консультация логопеда.

Анкетирование.

Родительское собрание на тему:

Участие в сборе для музея.

Мастер-класс по изготовлению «книжек-малышек».

Конкурс рисунков к любимому произведению. «Программное содержание обучения и воспитания детей старшего возраста».

«Приобщения ребёнка к книге».

«Книга в семье».

«Приобщение ребёнка к книге».

Февраль. 2014г.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор экспонатов.

Изготовление «книжек-малышек», дидактических игр. Февраль. 2014г.

Изучение методической литературы.

Определение темы мини-музея.

Работа в методическом кабинете.

Участие в смотре-конкурсе мини-музеев.

Обмен опытом участников проекта.

«Мир времени».

Подбор и оформление материала наглядной информации.

Сентябрь. 2014г. -Май. 2015г.

Взаимодействие с дошкольниками

Беседы.

Чтение художественной литературы.

Проведение НОД по темам:

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:

Создание альбома.

Досуг.

Д/ игры:

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее. «Что мы знаю о часах», «Какие бывают часы».

«Тик-так». Анофриев., «Стихи о человеке и его часах». С. Баруздин.

«Настенные часы с кукушкой»,

«История часов».

«Московские куранты».

«Путешествие в прошлое часов».

«Волшебные часы».

«Экскурсия в музей часов».

«Магазин часов», «Часовая мастерская».

«Часы».

«Путешествие в мир часов».

«Каждому предмету своё место». «Назови соседей».

«Успей вовремя».

Октябрь-Март. 2014-2015г.

Взаимодействие с родителями

Консультация.

Семинар-практикум.

Мастер-класс по изготовлению часов.

Участие в развлечении.

Участие в изготовлении часов. «Идём в музей».

«Мини-музей «Мир времени».

«История часов». 2014-2015г.

Обогащение предметно-развивающей среды

Сбор экспонатов для мини-музея.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:

Изготовление альбома.

Создание презентации.

«Фабрика часов».

«Магазин часов».

«Самые известные часы в мире».

«Путешествие в прошлое часов».

2014-2015 г.

Выводы по итогам работы над методической темой.

Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».

Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.

Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Формирование познавательной активности детей средней группы через развитие сенсорной культуры» «Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 10:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД