Лучший педагог года

Программа по трудовому обучению «Войлочные фантазии»

Галина Ефимова
Программа по трудовому обучению «Войлочные фантазии»

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

«ВОЙЛОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»

Рассчитана на взрослых людей

с ограниченными возможностями здоровья

Автор-составитель:

Ефимова Галина Владимировна

Методист УСО ПНИ № 10

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

Публикация «Программа по трудовому обучению „Войлочные фантазии“» размещена в разделах

Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое.

При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии,фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Номер иглы определяет ее толщину. Чем больше номер, тем тоньше игла и меньше количество зазубрин. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние – техника, доступная для всех начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки.

Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности и художественно-эстетическому восприятию. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости в свободное время, организовать досуг.

Программа является адаптированной. При ее составлении учитывались возрастные, психофизические и индивидуальные особенности и возможности взрослых людей

с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью в условиях учреждения, так как занятия валяния из шерсти позволяют решить проблему свободного времени получателей социальных услуг, включить их в общественно-полезную деятельность. Подобные занятия помогают развивать внимание, наблюдательность, пространственное воображение и творческое мышление, одновременно воспитывая трудолюбие, аккуратность, умение обращаться с рабочими инструментами и материалами, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность. Укрепляются связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (знания о цвете, величине, форме, пространственном расположении, приобретаются и развиваются умения общаться, действовать вместе, радоваться общему результату в процессе коллективной творческой деятельности.

Цель программы : раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в каждом человеке, формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.

Задачи программы :

1. Обучающие

• формирование специальных знаний по предмету (основы композиции, цветовые теории и т. д.);

• приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов;

обучение технике «сухое валяние»;

обучение технике «мокрое валяние»

2. Воспитывающие

• прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

• развитие мелкой моторики, образного мышления, эстетического и художественного вкуса;

3. Коррекционно-развивающие

• способствовать развитию индивидуальных творческих способностей и мышления;

• развитие художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;

• развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности;

Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:

• добровольности;

• доступности;

• многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;

• наглядности;

• связи теории с практикой;

• системности и последовательности;

В основе программы лежат два раздела :

- валяние плоских изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния (картины, панно);

- валяние объемных и полуобъемных изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния ( украшения: броши, бусы, браслеты и т. д.);

Возраст обучающихся от 18 лет.

Программа рассчитана на один год обучения.

Занятия проходят один раз в неделю по два часа, 72 часа в год.

В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся.

Оптимальное количество обучающихся в группе не должно превышать 12 человек. Такой количественный состав позволяет педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого реабилитанта, а затем на основании проведённого анализа проводить каждое следующее занятие с учётом индивидуальности.

Задания направлены на активизацию наблюдательности и фантазии; умению пользоваться необходимыми материалами: шерстью, иглами для валяния.

Предусматривается широкое привлечение примеров из окружающей действительности.

Программа имеет спиральный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков.

В данной программе большое внимание уделяется творческим разработкам. Результат обучения – изготовление авторских работ.

ФОРМА КОНТРОЛЯ

На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы.

Требования к организации контроля:

- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов работы каждого обучающегося;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;

- объективность;

- дифференцированный подход

Ожидаемые результаты:

Знания Умения

• правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментам;

• виды шерсти,

• принадлежности и инструменты для валяния;

• цвета круга;

• хроматические и ахроматические цвета;

• приемы изготовления плоских,полуобъемных и объемных изделий;

• пользоваться иглой для фильцевания, ножницами;

• различать виды шерсти;

• составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний;

• различать жанры живописи

• с посторонней помощью или самостоятельно нарисовать эскиз изделия, пользоваться

доступными материалами – акварель гуашь, простой и цветной карандаш, бумага цветная и белая;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Наименование

темы Количество часов

Всего Теоретические

занятия Практические занятия

1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2

2. Виды шерсти. Инструменты и принадлежности. 2 1 1

3. Цвет. Цветовой круг. 2 1 1

4. Основы композиции. 2 2

5. Техника и приемы изготовления плоских изделий. 2 1 1

6. Выкладывание художественного войлока 4 1 3

7. Рельефные мотивы 4 1 3

8. Авторская работа:

Изготовление авторской работы (картина, панно);

10 2 8

9. Техника и приемы изготовления полуобъемных и объемных изделий методами мокрого и сухого валяния 6 2 4

10. Изготовление украшений из шерсти методами сухого и мокрого валяния:

браслет; бусы из круглых валяных бусин; брошь 30 6 24

11. Контроль и учет знаний 2 2

12. Организация выставок 4 4

13. Итоговое занятие. 2 2

ИТОГО:

72 23 49

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Цель и содержание курса «Валяние. Изделия из непряденой шерсти». Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места.

Тема 2. Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

Теория. Виды шерсти. Краткая характеристика, разновидность, применение.

Практика. Определение вида шерсти из предложенных образцов. Инструменты и принадлежности, их эксплуатация.

Тема 3. Цвет. Цветовой круг

Теория. Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.

Практика. Зарисовка цветового круга.

Тема 4. Основы композиции

Теория. Основы композиции. Композиционный и геометрический центры композиции. Статичная и динамичная композиция.

Тема 5. Техника и приемы изготовления плоских изделий.

Теория. Фильцевание, валяние и смешанная техника. Их различия. Жанры живописи. Плоские и рельефные мотивы в картинах, панно.

Практика. Определение техники (фильцевание, валяние, смешанная техника).

Тема 6. Выкладывание художественного войлока.

Теория. Знакомство с основами изготовления картины методом мокрого валяния.

Практика. Выкладывание шерсти. Приготовление мыльного раствора. Валяние панно.

Тема 7. Рельефные мотивы.

Теория. Знакомство с техникой выполнения объёмных деталей методом сухого валяния.

Практика. Изготовление мелких деталей методом сухого валяния.

Тема 8. Авторская работа.

Теория. Изготовление авторской работы. Подбор материала по теме. Выбор техники

Практика. Выполнение эскиза. Подбор шерсти и игл для фильцевания (валяния). Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление. Представление работы. Защита и оценка работы.

Тема 9. Техника и приемы изготовления полуобъемных и объемных изделий.

Теория. Фильцевание, валяние и смешанная техника. Приемы изготовления украшений (фильцевание, валяние, смешанная техника). Полуобъемные, объемные украшения. Виды украшений: брошь, колье, бусы.

Практика. Определение техники (фильцевание, валяние, смешанная техника). Изготовление деталей.

Тема 10. Изготовление украшений из шерсти методами сухого и мокрого валяния

Теория. Изготовление «Броши» Ознакомление с темой.

Практика. Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Теория. «Бусы» Ознакомление с темой.

Практика. Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Теория. «Браслет» .Ознакомление с темой.

Практика. Выполнение эскиза. Подбор материала и инструментов. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Тема 11. Контроль и учет знаний

Практика. Диагностика. Творческий зачет

Тема 12. Организация выставок.

Практика. Подготовка работ к выставке: оформление изделия. Выбор композиции.

Тема 13. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов работы объединения.

Практика. Награждение активных воспитанников объединения

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п Тема программы Формы организации обучения Методы и приемы Дидактические материалы, техническое оснащение Формы подведения итогов

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение столы, стулья, мультимедиапроектор, экран, компьютер опрос

2 Виды шерсти. Инструменты и принадлежности. Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор опрос

3. Цвет. Цветовой круг. Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение столы, стулья, мультимедиапроектор, экран, компьютер опрос

4. Основы композиции. Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор опрос

5. Техника и приемы изготовления плоских изделий. Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор Представление творческих работ

6. Выкладывание художественного войлока Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор Представление творческих работ

7. Рельефные мотивы Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор Представление творческих работ

8. Авторская работа.

Изготовление авторской работы (картина, панно);

Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор Представление творческих работ

9. Техника и приемы изготовления полуобъемных и объемных изделий методами мокрого и сухого валяния Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор Представление творческих работ

10. Изготовление украшений из шерсти методами сухого и мокрого валяния: браслет. бусы из круглых валяных бусин; брошь Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение ножницы, иглы для фильцевания (№32-№90, непряденая шерсть (мохер, гребневая лента) поролон толщиной 10см. ,полиэтилен (с пузырьками воздуха,сетка, мыльный раствор, скалка, махровое полотенце, пульверизатор Представление творческих работ

11. Контроль и учет знаний Диагностика устное изложение, рассказ, объяснение столы, стулья, опрос

12. Организация выставок Практическое занятие устное изложение, рассказ, объяснение мультимедиапроектор, экран, компьютер, столы, стулья, выставочные стенды. опрос

13. Итоговое занятие. Круглый стол устное изложение, рассказ, объяснение столы, стулья, мультимедиапроектор, экран, компьютер Представление творческих работ, взаимооценка

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. : 1974.

2. Бушелева Б. Поговорим о воспитании. М. : Просвещение, 1989.

3. Вениаминова М. Воспитание детей. М., 1995.

4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. : 1989.

5. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. М. : 1993.

6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М. : Искусство, 1985.

7. Иттен Й. Искусство цвета. М. : 2011

8. Иттен Й. Искусство формы. М. : 2011

9. Кнаке. Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство- М. 2008

10. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. М., 1998.

11. Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М. : Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.

12. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. М. : Эксмо, 2012

13. Люцкевич. Л. Игрушки в технике фильц. -М. :Эксмо, 2008-(Азбука рукоделия) М. : «Ниола-Пресс»2008-(Новые идеи)

14. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М. :Астрея, 2007

15. Немов Р. Психология. М. : Просвещение, 1995.

16. Подласный И. Педагогика. М. : Владос, 1999.

17. Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «БонниерПабликейшенз»;

18. Кнаке. Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство-М. : «Ниола-Пресс» 2008

19. Коллекция журналов «Бижу» Я создаю украшения- DeAGOSTINI

20. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. -М. :Эксмо,2008-(Азбука рукоделия)

21. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М. :Астрея, 2007

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по обучению детей основам театральной деятельности Пояснительная записка Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творче-ства. Занятия театральной деятельностью.

Дополнительная общеобразовательная программа по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №1411 ДО № 1327 Дополнительная Общеобразовательная программа.

Фотоотчёт по трудовому воспитанию в старшей группеФотоотчёт по трудовому воспитанию в старшей группе Трудовое воспитание следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, сообразительности,.

План-программа развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочные фантазии»План-программа развивающих занятий с использованием песочной терапии «Песочные фантазии» План-программа развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии» Срок реализации: 1квартал (март,апрель) 2018г.

Программа по обучению чтению в старшей группе Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний,.

Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка» Филиал №3 «Звёздочка» районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» Принято.

Программа профессионального саморазвития «Мотивационная готовность детей подготовительной группы к школьному обучению» Актуальность темы: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог.

Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии» Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов «Бумажные фантазии» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№10 муниципального образования Каневской район Краснодарского.

Развивающая мини-программа по подготовке детей к обучению в начальной общеобразовательной школе РАЗВИВАЮЩАЯ МИНИ - ПРОГРАММА «ПЧЕЛКА» (подготовка детей к обучению в начальной общеобразовательной школе) возраст: 6 – 7 лет. Пояснительная.

Автор публикации:
Программа по трудовому обучению «Войлочные фантазии»
Опубликовано: 19 октября 2018 в 09:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД