МААМ-картинки

Программа предшкольной подготовки «Школьный росточек»

Ирина Плеханова
Программа предшкольной подготовки «Школьный росточек»

Пояснительная записка.

Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознано использовать их для решения для разнообразных практических задач.

Публикация «Программа предшкольной подготовки „Школьный росточек“» размещена в разделах

Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом – психологом образовательного учреждения.

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать, писать, считать – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков - это физическая готовность к школе.

Но, конечно этого недостаточно. Необходима особая психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность включает в себя:

• социальную готовность

• личностную готовность

• волевую готовность

• интеллектуальную готовность

Социальная готовность

У ребенка поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. То есть у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому. Так же на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.

Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные отношения со взрослыми, т. е. у него должна быть развита произвольность. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.

Так же ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет трудно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принять ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Волевая готовность

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобиться умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что потребует от него учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними, важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью вниманием, мышлением, памятью.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия.

Интеллектуальная готовность

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение.

Целью данной программы является формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

• выявление уровня психического развития ребенка;

• развитие и коррекция мотивационной готовности к школе, формирование познавательных и социальных мотивов;

• развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;

развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

Формирование навыков учебной деятельности: внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

1.2. Принципы программы

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционно-развивающиеся занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях психолог ориентируется на ребенка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и его индивидуальные особенности.

• Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируются группы, с которыми проводятся коррекционно-развивающие занятия.

• Доступности, который проявляется в соответствии возрастным уровням сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

• Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребенка, с другой стороны, помогают предотвратить еще не возникшие проблемы в определенных сферах развития личности дошкольника.

• Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенных переход от игр- забав через игры –задачи к учебно-познавательной деятельности

• Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.

• Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

• Ведущими являются субъект-субъектные отношения, т. е. полноценные межличностные отношения, основанные на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

• Принцип добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

III. Содержание проекта

Программа рассчитана не детей 6-7 лет и включает в себя 3 блока

Мотивационный блок – предполагает помощь дошкольникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся; формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности; организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества; закрепления знания о поведении ребенка в школе; формирование социальных и познавательных мотивов учения.

Блок социальной включает в себя проведение игр и упражнений, способствующих накоплению ребенком опыта по эффективному общению, а также помогающие в налаживании отношений с окружающими. В задачи данного блока входит: формирование способности ребенка строить общение со взрослыми и сверстниками; повышение самооценки, снижение робости в контактах, замкнутости; развитие умения понимать настроение другого и адекватно выражать свое.

Блок психокоррекции познавательных процессов. Высокое развитие психических познавательных процессов является основой интеллектуального развития. В данном блоке с помощью специальных (коррекционных) упражнений осуществляется тренировка всех психических познавательных процессов. В задачи данного блока входит: развитие и коррекция мыслительных операций (классификация, сериация, обобщение); формирование предпосылок к становлению логического мышления; развитие и коррекция памяти, внимания, воображения, восприятия; развитие мелкой моторики руки; развитие и коррекция волевой регуляции, произвольности поведения.

Рекомендации, необходимые для проведения занятий

1. Продолжительность занятий 25-30 минут.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения)

3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.

4. Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально – позитивного фона

5. Регулярность занятий.

Формы работы

В мотивационном блоке и блоке социальной адаптации предпочтение отдается групповым формам работы, что обусловлено задачами данных блоков (формирование навыков сотрудничества с детьми, обучение навыкам построения общения со сверстниками и взрослыми). В блоке психокоррекции познавательных процессов индивидуально – групповым. Если на групповом занятии у ребенка наблюдается проблемы в развитии отдельных познавательных процессов, то с ним проводится дополнительно индивидуальная углубленная работа.

Методы и приемы

1. Метод сопереживания ситуации

2. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них

3. Психологические игры и упражнения

4. Психогимнастика

5. Сказкотерапия

6. Дискуссия

7. Совместная деятельность детей (коллективные работы)

8. Беседа

9. ТРИЗ (теория решения изобразительных задач)

10. Этюды

11. Мини конкурсы

12. Ролевые игры

13. Релаксация

14. Элементы музыкотерапии

15. Элементы арттерапии

Ожидаемые результаты

к концу реализации программы предполагается, что ребенок будет психологически готов к обучению в школе :

• ведущими мотивами станут познавательные и социальные, он получит представления о правилах школьной жизни, возрастет его интерес к учебной деятельности;

• ребенок получит социальный опыт, научится устраивать безконфликтное общение со сверстниками и взрослыми;

повысится его уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания;

• сформируются способности к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно – логического мышления.

В результате ребенок сможет легко адаптироваться к школе и успешно осуществлять свою учебную деятельность.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Росточек» на благо природы»Фотоотчет «Росточек» на благо природы» На протяжении нескольких лет в детском саду «Сказка» создаются условия для формирования экологической культуры воспитанников и бережного.

«Школьный портфель в детском саду»«Школьный портфель в детском саду» Название занятия: «Школьный портфель в детском саду». Время проведения: 10.30 Место проведения: групповая комната Длительность: 30.

Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей. АНАТАЦИЯ В работе представлены дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.

Педагогический проект «Создание модели организации предшкольной подготовки детей в ДОУ в условиях введения ФГОС» Информационная характеристика педагогического проекта Вид проекта: исследовательско – творческий Продолжительность: январь 2015 г. – июнь.

Проект «Взаимодействие детского сада с родителями в период предшкольной подготовки детей» Цель проекта: создание условий для информационной и психологической подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи.

Работа с детьми дошкольного возраста в Центре раннего развития в аспекте предшкольной подготовки ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОУ ДОД ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В АСПЕКТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кребель О. В. I квалификационная.

Консультация «Школьный звонок приглашает нас на урок. А в детском саду?»Консультация «Школьный звонок приглашает нас на урок. А в детском саду?» Иногда,я использую колокольчик, но в последнее время перешла на детские песенки. Детям это нравится. Они начинают складывать игрушки и подпевая,.

Современные технологии обучения и воспитания как средство повышения качества предшкольной подготовки детей в ДОУ Последний нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – определяет, что дошкольное.

Занятие по программе предшкольной подготовки «Все профессии важны, все профессии нужны!» Ход занятия: Слайд 1 Добрый день, добрый час очень рада видеть вас. Тихо, ровненько сидим, ни о чем не говорим. Прозвенел у нас звонок.

Сценарий Дня знаний в начальной школе «Затерянный школьный звонок» Выходит Маша с песней «День знаний» из зрительного зала. Здоровается со всеми. Проходит на сцену и начинает всех поздравлять. Маша. Здравствуйте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа предшкольной подготовки «Школьный росточек»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 01:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД