МААМ-картинки

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Наталья Романова
Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МБОУ «Георгиевская СОШ»

Группы дошкольного образования

Программа профессионального развития

Тема самообразования : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Музыкальный руководитель: Романова Н. И.

Георгиевка - 2017 г.

Программа профессионального развития

Публикация «Программа профессионального развития, Тема самообразования „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Тема самообразования : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Актуальность:

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Цель:

Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры. Воспитание у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умений и навыков исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства.

Задачи:

• Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;

• Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов, расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Приобретать опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с педагогами, детьми и родителями.

Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.

• Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

• Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

• Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

• Содействовать возрождению народных традиций и праздников на селе.

Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

Принципы самообразования :

• Принцип систематичности и последовательности;

• Принцип сочетания научности и доступности;

• Принцип интеграции;

• Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;

Источники самообразования :

Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.

Сроки реализации : 1 год.

Краткое описание

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

В результате реализации данной темы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Программа самообразования будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми различного типа, через презентацию для родителей, консультации для педагогов, через участие детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;

2. Воспитатели группы – родители воспитанников;

3. Родители детей группы - дети

Взаимодействие с семьей

1. Консультация для родителей на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей : «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.

План по самообразованию 2017-2018 учебный год

Содержание работы Результат (итоговое мероприятие) Сроки проведения

Составление перспективного плана Сентябрь

Выступление на методсовете на тему:

«Приобщение детей дошкольного

возраста к истокам народной культуры».

Организация народных подвижных игр.

Использование подвижных народных игр на прогулке и музыкальных занятиях Октябрь

Разработка и проведение осенних праздников в форме народной ярмарки «Осенняя ярмарка» утренники для старшей и подготовительной групп Октябрь

Подобрать для чтения детям русские народные сказки. Подготовить беседу и презентацию о быте русского народа. Занятия об устройстве русской избы, домашней утвари. Ноябрь

Расширить знания о русском народном костюме Консультация для родителей «История русского костюма». Выставка детского рисунка. Декабрь

Подобрать материал для проведения новогодних утренников по мотивам русских сказок (младшие группы- «Заюшкина избушка», старшие группы «Два Мороза») Новогодние утренники «Заюшкина избушка»,

«Превращение Мороза» Декабрь

Изучить материал по русским праздникам Рождество, Святки, Крещение. Подбор музыкального материала (колядки,песенки) для применения его в досугах для детей. Проведение развлечения «Зимний вечер» Январь

Подготовить материал для воспитателей «Вооружение богатыря», подготовка музыкального материала к развлечению. Музыкально- спортивное развлечение «Богатыри земли русской»

Конкурс для семей воспитанников «Мои семейные традиции» Февраль

Изучение материала по лоскутной пластике, подготовка рекомендаций для родителей по данной технике.

Познакомить детей с жанром колыбельной песни, разучить на занятиях различные примеры колыбельных песен. Конкурс «Лоскутное одеяло для Матрешки» для мам, бабушек и детей.

Изготовление книжек-малышек «Моя первая колыбельная».

Март

Обобщить знания о русской народной песне Консультация для воспитателей «Народная песня, как средство воспитания» Апрель

Подготовка музыкального кукольного спектакля со старшими дошкольниками по мотивам русской сказки «Теремок» Проведение кукольного спектакля «Теремок» с детьми старшей и подготовительной групп для показа в младших группах Май

Обобщение опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Представление опыта работы на личном сайте, участие в интернет –конкурсе методических разработках. Июнь

Литература:

1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И. Б., Комбарова Г. Н, Николаева С. Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

5. Радынова О. П. Народные колыбельные песни : слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевры». М., 2001.

6. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. От 6 до 7 лет. М., 2004.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Актуальность: «Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 19:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД