Папки-передвижки

Программа творческого объединения «Юный художник»

Нина Витальевна Ионина
Программа творческого объединения «Юный художник»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»

Согласовано: Утверждено:

Зам. Директора по ВР Директор школы:

___Н. Ю. Красных ___

Р. З. Абугалимова

Приказ от «»

___2020г. №___

Дополнительная образовательная программа

художественной направленности

«Юный художник»

Возраст детей: 1- 8 классы

Срок реализации: 3 года

составила: Ионина Н. В, учитель ИЗО

с. Акташ, 2020

Публикация «Программа творческого объединения „Юный художник“» размещена в разделах

Анализ работы за 2019-2020 учебный год творческого объединения «Юный художник».

Наше творческое объединение продолжает работу в двух группах:

1. младшая группа – 1- 2 классы, 21 человек

2. средняя группа – 3-8 классы, 7 человек

Цель курса обучения детей художественной деятельности – развитие творческих способностей с помощью различных техник изобразительного искусства.

Задачи:

1. Способствовать развитию художественного восприятия предметов, явлений окружающей действительности, формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства;

2. Способствовать развитию цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

3. Способствовать освоению основы теории и практики владения различными техниками ИЗО.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Особое место в развитии личности ребёнка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.

Занятия по изобразительной деятельности не только прививают детям необходимые умения и навыки, но и способствуют развитию художественного вкуса учащихся, учат видеть прекрасное в жизни.

Программа разработана на 5 лет года. На каждый год обучения отведено 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Цель курса обучения детей художественной деятельности – развитие творческих способностей с помощью различных техник изобразительного искусства.

Задачи:

4. способствовать развитию цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

5. способствовать развитию художественного восприятия предметов, явлений окружающей действительности, формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства;

6. освоить основы теории и практики владения различными техниками ИЗО.

7. Способствовать формированию навыков передачи цветом предметов с натуры и по представлению, передаче формы и объёма и цветовых отношений.

Программа включает следующие разделы:

Графика Живопись Скульптура ДПИ

Карандаш,

уголь,

восковые мелки, пастель,

тушь Акварель,

гуашь Пластилин, солёное тесто Городец,

матрёшка,

хохлома,

гжель

Методы и приё мы обучения детей:

1. Наглядные (наблюдение, рассматривание предмета, обследование, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия);

2. Словесные (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово);

3. Игровые (упражнения, физкультминутки, соревнования).

4. Выезды на пленер, экскурсии на природу, посещение выставок местных мастеров.

5. Проблемные (постановка проблемы, решение)

6. Метод самостоятельной работы.

Оценка результативности:

1. Контрольные занятия;

2. Выставки детских работ по пройденной теме в разной технике исполнения.

В оценке детского творчества акцент делается не на результат, а на сам процесс деятельности. Самостоятельность, инициатива являются непременными составляющими детского творчества и развития талантов.

С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в курс введены групповые занятия. Выполненные на занятиях художественные работы детей могут быть использованы как подарки для родных, друзей, оформление праздничных программ, интерьера учебной комнаты, школы и т. д.

Организация и содержание работы кружка.

Занятия кружка «Юный художник» призваны развивать интерес к изобразительному искусству, пробуждать творческие способности, воспитывать художественный вкус, формировать умения и навыки рисования.

Эти занятия должны строиться по строго продуманному плану, составленному на основе педагогических, эстетических, исторических знаний и художественных закономерностей.

Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом и просторном помещении. Руководитель организует работу так, чтобы создавалась творческая обстановка. Юный художник должен иметь возможность иногда оторваться от рисования, чтобы оценить свою работу, увидеть её недостатки, посоветоваться с товарищем или руководителем.

Занятия лучше проводить по 2 часа в неделю в каждой группе.

Созданы 3 группы: старшая (5-7 классы) средняя (2-3 классы) и младшая (1 классы).

Руководитель обязан следить за дисциплиной, правельной организацией рабочего места кружковца, хранением законченных и незавершённых рисунков и эскизов.

Дети должны усваивать последовательно логику выполнения заданий на основе приобретённых знаний и умений. На каждом занятии полученная ими информация должна быть строго дозированной.

В кружке обязательно должно быть достаточно подсобного материала. Это и альбомы, и открытки, а также копии ранее выполненных работ и наиболее удачные рисунки. Краски, кисти, фломастеры, карандаши, бумага, незавершенные работы должны храниться в специально отведённом месте.

Планы учебно - воспитательной работы кружка составлен на год по 2 часа в неделю для каждой возрастной группы.

Большая часть часов отводится на практическую работу. Для поддерживания эмоционального отношения к выполнению заданий руководитель кружка внимательно наблюдает за поведением каждого члена кружка и, если видит, что кто-то заскучал, выясняет причину потери интереса, поправляет неудачные места в работе или деликатно заменяет задание на посильное, всегда нацеленное на творческое развитие ребёнка.

ною используется метод проблемного изложения, где я ставлю проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения — методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует кружковцев к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

Как показывает мой опыт практической работы, для успешной организации дополнительных занятий по изобразительному искусству необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Я использую систему условий, непосредственно влияющих на развитие творческих способностей школьников, и предлагаю ее рассмотреть. Считаю, что эту группу условий составляют:

- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

- сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;

- воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

- последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества обучающихся;

- обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

- целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения и специальных наглядных пособий;

- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти, предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

- введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

- применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

- смена видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

- введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

Развитие интереса ребёнка к изучению изобразительного искусства, к теме занятия, учебно-творческому заданию — необходимейшее условие проявления творческих способностей детей.

Практика показывает, что особое внимание нужно уделять использованию различных техник: графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, тушь, цветные мелки, а также уголь, сангину, пастель.

Графитный карандаш. Он одинаково удобен как в учебных, так и в творческих работах, им можно создать рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех художественных материалов графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими материалами имеет огромные возможности для создания выразительных рисунков. Однако некоторые методисты считают, что работа с графитным карандашом сковывает развитие детского творчества. Мой опыт работы с детьми убедительно доказывает обратное. Я наблюдаю, большой интерес учащихся к выполнению заданий графитным карандашом, значительный подъем активности детей в процессе

их выполнения.

Обязательно надо использовать цветные карандаши и восковые мелки. Это позволяет достичь разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это относится к акварельным карандашам, их можно размывать, рисовать ими по влажной бумаге.

Задания по рисованию пейзажа, портрета, натюрморта и сюжетной композиции можно выполнять рисовальным углем, обладающим большими выразительными возможностями.

Для выполнения набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративного оформления я рекомендую применять детям фломастеры различных цветов и размеров. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна.

Часто в одном рисунке мы применяем сочетание разнообразных художественные материалов. Принцип смешивания техник основан на их совместимости: акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры, акварель с тушью и пером и т. д. (например, нельзя рисовать пастелью по восковым мелкам, а также на взаимном дополнении одной техники другой.

Рассмотрим некоторые особенности обучения детей живописи. Теоретические основы обучения включают знания по цветоведению, то есть о спектре, цветовом круге, об основных, составных и дополнительных цветах, о хроматической и ахроматической цветовой гамме, о теплых и холодных цветах, о колорите, об основных характеристиках цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота) и др. Кроме этого, изучаются и такие характеристики цвета, как светлотный и цветовой контрасты, локальный цвет предметов и некоторые пространственные свойства цвета.

Занятия живописью развивают чувства цвета. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — все это обязательно входит в обучение живописи.

На дополнительных занятиях дети узнают, что цвет — это не краска из баночки, цвет предмета должен быть найден на палитре. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием цветовых контрастов или нюансов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить учащимся поработать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробности в работе.

Характер темы определяет цветовое решение композиции — многоцветное или лаконичное. В композиции одним только цветом можно передать ощущение радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и бури. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. обучающиеся осваивают следующие приемы: лессировка (нанесение тонких прозрачных слоев краски поверх высохшего красочного слоя, алля-прима (достижение нужного цветового решения сразу за одно покрытие, раздельные мазки.

На занятиях по живописи я использую две методические системы. В одном случае дети работают от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное.

В другом случае предлагается одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой формы, передачей пространства и колоритом. Это очень трудная задача. Надо обладать развитой зрительной памятью, композиционным мышлением, чувством цвета, чтобы успешно ее выполнить.

На занятиях кружка для обучения основам живописи используем гуашь и акварель, а используем темперу, пастель, тушь, восковые мелки, масляные краски. Это позволяет разнообразить работу учащихся.

Творческое развитие учащихся, создание композиции графическими или живописными средствами, невозможно без развития наблюдательности и восприятия. Рекомендуется обращать внимание детей на интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния в окружающей жизни. Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Важно объяснить детям и дать им почувствовать, что движение может быть различного характера. Для этого проводятся парные работы. Например, в одной передать медленное движение, используя спокойные ритмы, гармоничные отношения, плавные линии, а в другой — передать резкое быстрое движение, основанное на столкновении, пересечении форм, используя ломаные линии и дисгармонию.

Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором не следует забывать, это — контраст. Необходимо использовать в работе контраст форм, размеров, цветовых сочетаний, темного и светлого и т. п. Динамичность одних предметов можно подчеркнуть статичностью других.

Все эти подходы справедливы как по отношению к композиции, основанной на неизобразительных формах, так и по отношению к тематической и декоративной композиции, включающей изображения.

Основы композиционного размещения объектов на плоскости учащиеся могут освоить в процессе создания творческих работ не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и необычным способом — соединением таких нетрадиционных материалов, как скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, в верёвки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п., а также используя всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, (цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п.); все это может вдохновить учащихся для создания интересных картин. При выполнении заданий, связанных с размещением на плоскости букв и цифр, геометрических фигур, бабочек и стрекоз, цветов и листьев, важно обратить внимание учащихся на то, что необходимо учитывать свободное пространство, промежутки между формами, которые играют активную роль и также важны, как и предметные формы. Например, можно составить декоративную композицию из простых по форме объектов (цветов и листьев, зверей и др., желательно, чтобы промежутки между объектами также превратились в образы.

Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы можно использовать для создания композиции. На занятиях кружка изобразительным искусством учащиеся осваивают разные выразительные возможности симметричной и асимметричной композиций, способы выделения композиционного центра.

Выполнение каждого конкретного задания не предусматривает обязательной работы над этюдами с натуры. Зрительные представления детей постоянно обогащаются. Образное решение темы может возникнуть на основе ассоциаций. Постоянное обогащение художественно-творческого опыта в процессе выполнения различных программных заданий помогает учащемуся создавать композиции.

Самостоятельные работы дети выполняют под соответствующее теме урока музыкальное сопровождение.

При подведении итогов занятий и оценке работ особенно поощряется оригинальность композиции. В каждом конкретном случае она обусловлена темой и замыслом. Необычного композиционного решения можно достигнуть, например, приемом «изоляции» — изображение главного в отрыве от остальных предметов, через его выделение размером и цветом.

В конце занятия дети организовывают выставку рисунков на доске. Оценивать работы в школе можно с использованием разнообразных игровых приёмов, введением призов, приглашением сказочных героев. Следует поощрять оценочные высказывания детей.

Лучшие творческие работы учащихся рекомендуется использовать для украшения интерьера и в школе, и дома, эти работы также могут быть хорошим подарком для близких и друзей.

«Карандаши, кисти, краски - всё это художественные материалы. И если ты научишься пользоваться ими, применять их, они помогут тебе выразить себя».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Фотоотчет «Я — воспитатель, значит, художник и артист»Фотоотчет «Я — воспитатель, значит, художник и артист» Фотоотчет «Я – Воспитатель, значит художник и артист» Работая в детском саду воспитателем, поневоле приходится часто рисовать, Не только.

Консультация «Каждый ребенок — художник!»Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.

Логопедическая настольная игра «Весёлый художник»Логопедическая настольная игра «Весёлый художник» Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Задачи: - Автоматизировать (дифференцировать) поставленные звуки в словосочетании.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Солнечный художник в гостях у дошколятСолнечный художник в гостях у дошколят Наступило лето – радостная пора! Хочется отдыхать, веселиться, запасаться энергией солнца! А самое главное - дарить позитив детям! 1 июня.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа творческого объединения «Юный художник»
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 12:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД