Программа: «В гостях у сказки» (развитие связной и выразительной речи посредством театрализации и мнемотехники)

Светлана Мамкова
Программа: «В гостях у сказки» (развитие связной и выразительной речи посредством театрализации и мнемотехники)

Пояснительная записка

Педагогическое развитие ребенка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность.

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин).

Дополнительная образовательная программа относится к программам

развивающим связную и выразительную речь, так же ориентирована на

развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных

способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер,

предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой

импровизации, а также способствует развитию речи дошкольников. Данная

программа актуальна, поскольку театр становиться способом

самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством развития связной речи. Сценическая работа детей по программе «В гостях у сказки»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений, развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Работая в течение ряда лет воспитателем в логопедической группе, я заметила, что дети плохо усваивают программный материал, у них неразвитая речь. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание дошкольников, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост - играть! Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний.

Универсальность театрализованной игры позволяет решать

практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать

необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка.

Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети

знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их

внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Театрализованная игра является средством самовыражения и

самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия и, в первую очередь, это необходимо детям логопедической группы. Исходя из этого, мною была разработана дополнительная модифицированная программа «В гостях у сказки», целью которой является развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную деятельностью с использованием мнемотехники. Отсюда решаются следующие задачи:

• Формирование связной и выразительной речи путем использования мнемо карточек;

• совершенствование артистических навыков детей;

развитие эмоционального словаря;

• создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;

• поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;

развитие координации движений;

• формирование коммуникативных навыков.

Принципы данной программы:

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Дополнительная модифицированная программа «В гостях у сказки» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».

Специфичность программы проявляется:

• в возможности начать обучение с любого момента, т. к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр - синтетический вид искусства;

• в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.

в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

В чем же состоит актуальность данной программы? Не секрет, что ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Первая тенденция - театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть хорошим «артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

Вторая тенденция - невмешательство взрослого. Правда, на практике оно перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети представлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок персонажей сказок.

Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем, музыкальный руководитель предлагает к очередной «знаменательной» дате новый сценарий спектакля. .Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем уже не осталось. Противоречия между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии. Таковы исходные теоретические положения, вывод из которых: нужна специальная программа по театрализованной деятельности со спецификой целей, задач и содержанием работы воспитателя с детьми.

Составляя программу, стремилась к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной как на импровизации, так и на технологии мнемотехники. Поэтому не надо заучивать с детьми текст роли, позы, жесты, движения. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее

удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену или будут использовать схемы для построения своего монолога, диалога. Главное - это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы - сказки, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные и танцевальные импровизации. «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию сказки, сочиненные самими детьми или импровизируемые ими в процессе творчества. Такие сказки будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые, написанные взрослыми, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М., Просвещение, 1991).

Работа по театрализованной деятельности строится по трем направлениям:

1. Куклотерапия;

2. Азбука актерского мастерства;

3. Социоигры.

Эффективная система работы с использованием различных видов кукольного театра позволяет сфокусировать внимание педагога на развитие личности каждого ребенка. В «куклотерапии» используются самые разнообразные виды театров: наряду с традиционными (би-ба-бо, настольный, фланелегреф, «в ходу» театры, изготовленные своими руками: варежковый, перчаточный с головками-шариками от пинг-понга, марионеточный, пальчиковый, театр на прищепках, теневой, а также «Сказки из ведерка», персонажи которых изготовлены из баночек и бутылочек от детского питании.

Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании! Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем, особенно у детей логопедических групп (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем

взрослому. Также облегчением для выражения своих мыслей, идей, помощью в правильном построении предложений послужат упражнения с использованием мнемотехники. Благодаря этим упражнениям у детей сформируется определенный алгоритм построения предложений.

Занятия «по актерскому мастерству» включают в себя:

• упражнение на артикуляцию;

• упражнения на развитие речи по схемам мнемотехники;

развитие мимики;

• творческие упражнения;

• упражнения на воображение;

• упражнения на развитие пластической выразительности;

• актерские этюды;

развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения.

На эту деятельность отводится 30 занятий по разработанным конспектам (28 основных и 2 занятия итоговых). Часто дети поначалу совершенно не владеют своей мимикой, не могут изобразить самых простых чувств: гнев, удивление, страх. «Проигрывая» эмоциональное состояние через персонажей театра, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Этому способствуют такие формы работы: мимическое упражнение «Антошка» (под знакомую песню дети показывают эмоциональное состояние Антошки, беседа «Гномики» (по карточкам-пиктограммам придумывают сказки или рассказы о внутреннем состоянии братьев-гномов, этюд «Колобки» (на изображение колобка, у которого есть только нос, дети накладывают брови, глаза, рот, объясняя при этом, какого колобка придумали они и что их колобок чувствует, детям начинают подчиняться мышцы лица и они с удовольствием разгадывают настроение друг друга и взрослого. Развитию воображения способствуют игры: «Сказочный салат», игра с использованием полифункционального макета «Проведи своего героя по разным сказкам», сочинение сказок, в которых ребенок отождествляет себя с неодушевленным предметом, природой: «Если бы я был пуговицей», «Если бы я была катушкой от ниток», «Я-подснежник», «Я-обломанная ветка» и т. д. На занятиях театрализованной деятельности исполняются музыкально-ритмические упражнения (разные группы детей под звуки одной мелодии выполняют движения своих персонажей, например,:под музыку «Танец маленьких утят» одни дети должны двигаться как котята, другие -как обезьянки, третьи - как медвежата, четвертые - как лягушата и т. д., развивающие слуховые и зрительные восприятия, чувство ритма и выразительность движений.

В социоиграх (составлен сборник из 60 игр) развиваются:

• коммуникабельность;

• логическое мышление;

• средства речевой выразительности;

• зрительная память;

• координация движений;

Есть игры-разминки, которые используются, как физминутки («Человек к человеку», «Четыре стихии», хороводные игры) для того, чтобы настроить детей на рабочий лад; сконцентрировать внимание детей можно предложив игры «Встань по пальцам», «Эхо», «Замри», «Двадцать»; для творческого самоутверждения подойдут игры «Костюм-превращение», «Рассказ по карточкам», «Дровосек», «Стихи по ролям» и т. д.

Программа «В гостях у сказки» рассчитана на 2 года обучения театрализованным играм (старшая и подготовительная). Начиная с 5 лет и до выпуска из детского сада, дети последовательно знакомятся с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда дети освоят приемы кукловождения, приступаем к постановке кукольного спектакля.

Параллельно в каждой возрастной группе идет обучение детей «основам актерского мастерства». Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций и настроений, черт характера. Начиная со П полугодия в старшей группе идет объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в драматизации. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизацию).

Но в подготовительной группе дети уже освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх, не «прячась за куклу», поэтому роль кукольного театра уменьшается, а сами драматизации отличаются более сложными характеристиками героев, сложными мизансценами.

Таким образом, организация работы по программе «В гостях у сказки» будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. Наряду с этим повысится уровень развития связной и выразительной речи дошкольников.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из

разных областей: художественная литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т. е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

•педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса:

• педагогика сотрудничества;

•педагогические технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса:

• групповые технологии;

• технологии индивидуального обучения;

• педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся:

игровые технологии;

проблемные ситуации

Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение «открытых» интегрированных игровых ситуаций. Такие мероприятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности «Зрителей» и «актеров»: постановка спектаклей, развлечений, театральных миниатюр.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Программа: «В гостях у сказки» (развитие связной и выразительной речи посредством театрализации и мнемотехники)
Опубликовано: 13 марта 2013 в 19:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Досуг «Зайчата спешат на помощь» (фотоотчет)
Для каждого ребенка, праздник - это искренняя радость, мгновения чистого счастья. Маленький ребенок, переполнен яркими впечатлениями от удивительного и...
Лэпбук «Театр». Фотоотчёт
Лэпбук «Театр». Мой первый опыт. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Лэпбук я не просто хотела сделать, а просто мечтала сделать. И с...
Фотоотчет сказки «Как коза избушку построила»
Недавно прочитала детям сказку«Как коза избушку построила» . И предложила им самостоятельно , подготовить маски , атрибуты и поиграть эту сказку....
Семейное творчество
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является...
Творческие идеи и дидактический материал для проведения тематического дня...
В летний период открывает свои двери для любознательных малышей лесная Школа Человеткина. Уверена, что вы узнали главного...