Лучший педагог года

Программа «Экспериментально-исследовательская деятельность детей»

Светлана Попова
Программа «Экспериментально-исследовательская деятельность детей»

ПРОГРАММА

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛьНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ПОПОВА С. Г.

Г. Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольники уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолима жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Публикация «Программа „Экспериментально-исследовательская деятельность детей“» размещена в разделах

Н. Н. Поддъяков отмечает, что детская деятельность экспериментирования с соответствующим физическим материалом позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или предмете, увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя, сделать эффективным процесс ознакомления, полнее удовлетворять естественную любознательность, формирует самостоятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставлять детям возможность «действовать» с изучаемым объектом окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Для экспериментирования более доступными являются такие природные материалы как: глина, почва, вода, песок, воздух, камни. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Цель программы :

Формирование исследовательской деятельности дошкольников, развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, инициативности дошкольников.

Задачи программы :

-формировать у детей умения видеть и выделять проблему;

-принимать и ставить цели;

-решать проблему;

-анализировать объект или явление;

-выделять существенные признаки и связи;

-выдвигать гипотезы, предположения;

-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

-осуществлять эксперимент;

-делать выводы на основе результатов.

Методы и приёмы организации экспериментальной деятельности.

Экспериментирование включается в различные форм работы с детьми:

-экскурсии;

-прогулки;

-путешествия;

-трудовую деятельность;

-наблюдения;

-проведение опытов, организованное, как самостоятельная или совместная деятельность.

Наиболее эффективными методами и приёмами организации экспериментально-исследовательской деятельности являются :

-эвристические беседы;

-постановка и решение вопросов проблемного характера;

-наблюдения;

-моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе)

-опыты;

-фиксацию результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности (проводится воспитателем совместно с детьми);

-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

-использование фольклора;

-подражание голосами и звуками природы;

-дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

-трудовые поручения, действия.

В проведении экспериментальноисследовательской работы выделяются следующие этапы:

-определение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

-поиск и предложение возможных вариантов решения;

-сбор материала (непосредственное проведение исследования);

-обобщение полученных данных;

-выводы.

Оборудование и материалы

Оборудование для исследовательской деятельности Материал, подлежащий исследованию

1 2

Прозрачные и непрозрачные ёмкости (пластиковые бутылки, стаканы, ковшики, кружки)

Мерные ложки, колбы, пробки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

Пипетки с закруглёнными концами, шприцы пластиковые (без игл)

Резиновые груши разного размера.

Гибкие пластиковые, резиновые трубочки.

Взбивалки, деревянные лопаточки, палочки, шпатели.

Пинцеты, разные прихватки, пластиковые контейнеры.

Рулетка, портновский метр, линейки, треугольники.

Весы, компас, песочные часы, фонарики, микроскоп, свечи, термометры, ножницы.

Фартуки клеёнчатые, нарукавники, щётки, совки.

Керамические ступки с пестиком

Цветные прозрачные стёклышки

Лупы с разным увеличением, зеркала, магниты.

Барометры, флюгеры, секундомер, спиртовки, губки поролоновые.

Совочки, рыхлители, лопатки, грабли, лейки, носилки, маркеры

Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности. Пищевые материалы: рис, изюм, сахар, соль, мука,, крахмал, кофе, активированный уголь, чай.

Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн ит. д.)

Йод, марганец, зелень бриллиантовая, тушь, акварельные краски и др. краски

Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, скорлупки орехов, шишки, перья, ракушки и т. д.

Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Организация экспериментальной

деятельности дошкольников

представлена в 6 блоках

Блок 1 - «Вода»

Блок 2 – «Воздух»

Блок 3 – «Песок и глина»

Блок 4 –«Почва»

Блок 5 – «Камешки»

Блок 6 – «Пластмасса»

Публикации по теме:

Проект «Наш родной город — Нижневартовск» для детей второй младшей группы Проект «Наш родной город – Нижневартовск»Проблема:• Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности у детей дошкольного возраста,.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Экспериментально-исследовательская деятельность детей»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 20:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД