Папки-передвижки

Программа «Здоровье» по формированию здорового образа жизни дошкольников

Надежда Костял
Программа «Здоровье» по формированию здорового образа жизни дошкольников

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Воспитатель

Костял Н. Е.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основание для разработки Программы - повышение физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Объекты Программы Воспитатели, специалисты, медицинская сестра, родители (законные представители, дети

Цель Программы

Публикация «Программа „Здоровье“ по формированию здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью

Задачи Программы

1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта.

3. Развитие основных физических качеств и умения рационально использовать их в различных условиях.

4. Создание оптимального режима обеспечивающего комфортное самочувствие, психическое и физическое развитие ребёнка.

Ожидаемые конечные результаты

1. Снижение заболеваемости воспитанников в результате физкультурно-оздоровительной работы и повышение жизненного тонуса.

2. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

3. Стимулирование внимания детей к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

4. Совершенствование системы физического и психического воспитания на основе реализации дифференцированного подхода к каждому ребенку.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Программа «Здоровье» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.

1.1 Актуальность программы

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. На сегодняшний день в дошкольном возрасте очень мало здоровых детей. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, развития двигательной активности убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализовалось оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

Сегодня самая актуальная проблема во всем мире – это пандемия коронавирусной инфекции, главная и серьёзная проблема всего человечества. Ещё недавно трудно было предположить, что эпидемия COVID-19 может охватить всю планету и станет пандемией.

Поэтому столь важны меры профилактики коронавируса у детей и взрослых. Если соблюдать гигиенические правила поведения в условиях пандемии коронавируса, чётко следовать рекомендациям и мерам профилактики коронавирусной инфекции, то можно существенно снизить риск заражения или дальнейшего распространения COVID-19.

С целью комплексного подхода к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей в детском саду разработана программа «Здоровье» и приложения к ней – методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

1.2 Концепция программы

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Укрепление здоровья детей и меры профилактики по недопущению распространению инфекционных болезней должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ : не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Программа «Здоровье» разработана на основе исходного анализа оздоровительной работы в ДОУ.

1.3 Объекты программы :

Дети ДОУ;

Педагогический коллектив и младший обслуживающий персонал ДОУ;

Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.

1.6 Цель программы :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

Задачи:

1. Совершенствовать здоровье сберегающую среду в группе.

2. Совершенствовать систему оздоровительной деятельности с детьми.

3. Осуществлять единый подход к оздоровительной деятельности с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

4. Осуществлять ежегодный мониторинг реализации программы.

1.7 Основные принципы программы :

1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

1.8 Основные направления программы :

1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

2. Оздоровительная деятельность с детьми.

3. Работа с сотрудниками и родителями.

4. Мониторинг реализации программы.

2. Анализ оздоровительной деятельности в 2020-2021 учебном году

Первостепенной задачей ДОУ является задача укрепления здоровья детей, их физического развития. Для решения данной задачи в 2020-2021 учебном году проводилась работа в соответствии с системой оздоровления детей. В ДОУ созданы необходимые условия для оздоровительной работы с детьми, их физического и психического развития.

Организация питания детей осуществлялась в соответствии требованиям Санитарно-эпидемиологогических правил и нормативов: СанПиН 2.4.1. 3049-13 и локальных актов: «Положение об организации детского питания в ДОУ», «Положение о бракеражной комиссии». В ДОУ организовано 4-разовое питание на основе примерного 10-дневного меню. В меню представлены разнообразные блюда. Организован второй завтрак: натуральные соки, витаминные чаи или фрукты, кисломолочные продукты. Ежедневно в рацион питания детей включаются овощные блюда. Проводится витаминизация третьго блюда. Таким образом, питание детей в ДОУ сбалансированное и полноценное.

Оздоровительная работа проводилась в соответствии с системой работы по оздоровлению детей. В систему включено: мониторинг; оптимизация режима детей; организация двигательного режима детей; охрана психического здоровья; закаливание с учетом состояния здоровья ребенка; профилактика заболеваемости; работа с детьми, имеющими плоскостопие и нарушение осанки. Для профилактики заболеваемости проводились дыхательная гимнастика, самомассаж, офтольмологические паузы, применялась оксалиновая мазь, проводилась вакцинация против гриппа (с согласия родителей, законных представителей, витаминизация третьего блюда.

В течение года инструктором по физической культуре проводились физкультурные досуги, праздники, НОД. В течение года была пополнена предметно-развивающая среда новыми материалами и атрибутами для повышения двигательной активности детей.

На каждого ребёнка составлен паспорт здоровья, два раза в год проводилось обследование физической подготовленности детей.

3. Ожидаемые результаты программы «Здоровье»

1. Снижение заболеваемости воспитанников в результате физкультурно-оздоровительной работы и повышение жизненного тонуса.

2. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

3. Стимулирование внимания детей к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

4. Совершенствование системы физического и психического воспитания на основе реализации дифференцированного подхода к каждому ребенку

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Пути реализации по каждому из направлений программы :

Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ

1. Обновление материально-технической базы:

• Подбор или регулировка столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей до начала учебного года;

• Пополнение спортинвентаря спортзала и групп мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, скакалками.

2. Преобразование предметной среды :

• Дополнение спортивных уголков в группах и физкультурного зала нестандартным оборудованием;

• Дополнение прогулочных участков различными малыми формами для организации двигательной активности детей на свежем воздухе;

• Восстановление зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе.

Оздоровительная деятельность с детьми

1. Мониторинг:

• Диспансеризация;

• Определение уровня физического развития;

• Определение уровня физической подготовленности детей;

• Выявление индивидуальных особенностей развития психических процессов, особенностей поведения и эмоционально – волевой сферы;

• Заполнение паспортов здоровья;

2. Оптимизация режима

• Соблюдение режима дня в соответствии с сезонными особенностями;

• Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;

• Обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Организация двигательного режима

• Физкультура в зале и на воздухе;

• Утренняя гимнастика;

• Физкультминутки;

• Гимнастика пробуждения;

• Подвижные игры и физические упражнения;

• Спортивные игры;

• Самостоятельная и совместная деятельность в физкультурном уголке;

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

- физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;

- медицинский контроль над физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ;

- преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества;

-использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях, развлечениях, праздниках и на прогулках.

4. Охрана психического здоровья :

• Коррекционно – развивающие занятия с детьми групп риска (проводит педагог-психолог);

• Психогимнастика;

• Включение в режимные моменты минут тишины, музыкальных пауз, приемов релаксации.

5. Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка :

• Облегченная одежда детей в помещении;

Прогулки на воздухе;

• Контрастные воздушные ванны;

• Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;

• Ходьба босиком по траве;

• Обширное умывание (мытье рук до локтей, лица, шеи);

• Сон без маечек;

• Полоскание полости рта кипяченной охлажденной водой.

Профилактика заболеваемости:

• Дыхательная гимнастика;

• Самомассаж;

• Гимнастика для глаз;

• Постоянный контроль осанки;

• Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

• Вакцинация против гриппа с согласия родителей (законных представителей0;

Организация вторых завтраков: соки натуральные, фрукты;

• Витаминизация третьего блюда;

Использование фитонцидов: ароматизация помещений чесноком и луком; чесночно-луковые добавки в пищу;

Организация полноценного питания: выполнение режима питания; гигиена приёма пищи; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; эстетика организации питания (сервировка); индивидуальный подход к детям.

6. Работа с детьми, имеющими плоскостопие и нарушение осанки:

Упражнения корригирующей гимнастики.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Общие и групповые родительские собрания;

2. Индивидуальные и групповые консультации;

3. Открытый День здоровья;

4. Совместные занятия, развлечения, оздоровительные походы;

5. Смотры-конкурсы;

6. Стенды по ЗОЖ в родительских уголках; по профилактике коронавирусной инфекции;

7. Практикумы;

8. Анкетирование и тестирование.

Профилактика короновирусной инфекции:

• Проведение утреннего фильтра, термометрии у детей, сотрудников, родителей (законных представителей)

• Ношение масок сотрудниками и родителями

Оформление уголков по теме «Меры по недопущению коронавирусной инфекции» - буклеты, консультации, памятки

• Проведение инструктажей для сотрудников

• Проведение дезинфекции помещений и всех поверхностей ДОУ

• сквозное проветривание помещений до начала занятий, после них и в перерывах;

• ежедневная дезинфекция игрушек, которые в рассматриваемом случае оказываются потенциально опасными, ведь могут иметь на поверхности вирус;

Мониторинг выполнения программы

1. Состояние здоровья воспитанников;

2. Физическая подготовленность детей;

3. Эмоциональное благополучие детей в детском саду.

III. Организационный раздел

Материально-технические условия реализации программы «Здоровье»

Медицинский кабинет оснащен необходимым медицинским оборудованием;

Физкультурный зал, совмещенный с музыкальным залом, оборудованный необходимым инвентарё м: гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;

Кабинет педагога-психолога;

Физкультурные уголки в группах;

Уголки уединения и психологической разгрузки в группах;

На территории ДОУ имеется Дорожка здоровья.

Кадровые условия реализации программы «Здоровье»

В ДОУ работают специалисты узкой направленности: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь с педиатром. По результатам мониторинга осуществляются оздоровительно-профилактические мероприятия.

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни в младшей группе «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни в младшей группе «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни в младшей группе «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» Цель: Формировать.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Здоровье» по формированию здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 04:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД