Получи документы

Прогулка в нетрадиционной форме «Мы юные геологи»

Инякина Вера Григорьевна
Прогулка в нетрадиционной форме «Мы юные геологи»

Конспект прогулки в нетрадиционной форме для детей подготовительной группы

«Мы юные геологи»

Воспитатель: Инякина Вера Григорьевна

МБДОУ «Детский сад №4», г. Бугуруслан, Оренбургская обл.

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с разнообразием камней; с профессией геолог;

Публикация «Прогулка в нетрадиционной форме „Мы юные геологи“» размещена в разделах

учить классифицировать камни по различным признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть (тонет в воде); прочность (твердый, рассыпчатый, мягкий);

закрепить представления детей о том, что камни - это компонент неживой природы.

Развивающие: совершенствовать двигательные навыки и физические качества детей,

развивать сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;

развивать память, внимание, речь, наблюдательность;

логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы.

Материал:

1. Сундучок с изделиями из камней.

2. Рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, грабельки, компас.

3. Карта – схема.

4. Карточки правила поведения в горах.

5. Упавшее дерево, горка, арка, кочки.

6. Набор камней разные по размеру, форме, цвету.

7. Бассейн с водой.

8. Лупы.

9. Макет вулкана.

10. Незаконченная картина.

11. Палатка.

Предварительная работа:

Рассматривание коллекции камней.

Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок».

Просмотр презентаций «Драгоценные камни», «Самоцвет», «В мире камней».

Чтение произведений:

- П. Бажов «Данила Мастер», «Медной горы хозяйка»

- Ф. Кривин «Сказка о полезных ископаемых».

- Л. Токмакова «Мишин самоцвет».

Ход прогулки

Дети выходят на прогулку, видят - на участке Незнайка рассматривает предметы из сундучка.

(У Незнайки в руках сундучок с разными предметами, изготовленными из камней: статуэтка, бусы, кольца, сережки, браслет, подвески).

Воспитатель: Ребята, на нашем участке гость? Отгадайте кто это

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его? (Незнайка)

Воспитатель: Подойдем к нему поздороваемся! Здравствуй, Незнайка! Что ты тут делаешь?

Незнайка: - Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят.

Воспитатель: - Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?

Незнайка:- Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы. А я на них не смог ответить. Они мне дали сундучок с интересными красивыми предметами, чтобы я выяснил, из чего сделаны эти красивые вещи. Набрался ума – разума. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: - Ребята поможем Незнайке? Возьмите предметы, рассмотрите их, назовите и скажите, из чего они сделаны.

Воспитатель: - Как называют одним словом золото, серебро, янтарь, малахит? (полезные ископаемые) Сейчас вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.

Незнайка: - Почему полезные? (приносят пользу)

Воспитатель: - Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли. Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.

Незнайка: - Почему ископаемые? (их выкапывают)

Воспитатель:- Правильно, потому что приходится много земли перекопать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Незнайка: - Кто занимается поиском полезных ископаемых? (геологи)

Воспитатель: - Правильно. Ищут и изучают полезные ископаемые геологи.

Незнайка: - Как интересно. Вот бы стать геологом хотя бы на время.

Воспитатель: - Незнайка мы с ребятами как раз собрались в экспедицию.

Незнайка: - Возьмите меня с собой, пожалуйста. Я тоже хочу изучать полезные ископаемые. (Далее Незнайка продолжает общение с воспитателем и детьми по ситуации)

Воспитатель: - Ребята возьмем Незнайку и поможем набраться ума – разума? - Ребята, скажите, а что нам надо взять с собой, чтобы отправиться в путь? (Надо собрать рюкзак).

Дидактическая игра «Собери рюкзак»

Цель: умение классифицировать предметы по их необходимости.

Воспитатель предлагает детям выбрать и положить необходимые предметы для экспедиции.

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, веревка, компас.

- Компас один, обычно он находится у руководителя. Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции? (воспитатель берёт компас)

Дидактическое упражнение «Волшебная карта»

Цель: формирование навыка работы с географической картой, развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитатель: -Ну что, можно отправляться в путь? А куда же нам идти? О чем мы забыли? (О карте) Что нам подскажет карта? (Карта - направление нашего маршрута). (Воспитатель достает из сундука карту).

Воспитатель: - У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее рассмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: - Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Но раз мы решили отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, как нужно вести себя в горах?

Дидактическое упражнение «Правила поведения в горах».

Цель: вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. (на столе лежат карточки)

1. Не шуметь, (почему)

2. Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему)

3. Не мусорить (почему)

4. Внимательно смотреть вперед и по сторонам, (почему)

Дети выбирают необходимую карточку и объясняют. Предполагаемые ответы детей:

1. Потому что может случиться обвал и засыплет камнями.

2. Чтобы не произошел пожар.

3. Потому что надо беречь окружающую нас природу.

4. Чтобы вовремя заметить, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке.

Воспитатель: - По компасу нам нужно двигаться на восток. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.

Динамическая пауза «В путь - дорогу»

Цель: профилактика утомляемости детей. (Движение по плану-схеме под речевку)

Бодрым шагом мы идем,

Песни звонкие поем.

Раз, два – дружно в ногу!

Три, четыре – тверже шаг!

Что геолог взял в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак!

Дети выполняют движения под музыку.

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

(Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)

Воспитатель: - Ребята, давайте обратимся к карте. Вот мы с вами и пришли к горе, где мы и начнем поиски полезных ископаемых. (изображение песочницы под номером 1)

Воспитатель: - Давайте воспользуемся инструментами, которые мы взяли с собой. Работаем аккуратно, не мешая друг другу, аккуратно снимаем верхний слой. (Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель.)

Воспитатель: - На что похожи ваши полезные ископаемые? (на камни) Да. Полезные ископаемые бывают каменные, жидкие и даже газообразные. Послушайте стихотворение про камни.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим карту. Как называется следующий пункт назначения? (лаборатория под номером 2) (Речевка) Доберёмся до полевой лаборатории и откроем тайны камней, которые мы нашли. Вот мы добрались до лаборатории.

Исследовательская деятельность.

Цель: переключение детей на другой вид деятельности. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности.

Опыт №1. Цвет.

Воспитатель: - Рассмотрите свой камень, какого он цвета? Какой вывод можно сделать?

Вывод: камни разного цвета.

Опыт №2. Определение характера поверхности.

Воспитатель: - Закройте глаза, потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей).

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень, постучим молотком. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. - Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками. От пальца остаются вмятины-ямки.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

Опыт №4. Определение температуры.

Воспитатель: - Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) - Давайте их погреем.

Дыхательная гимнастика.

Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке.

- Что изменилось? (Камни стали теплыми). - Что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт №5. Плавучесть.

Воспитатель: - А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Камень утонет). - Давайте проверим. (Дети опускают камень в воду и камень тонет). - А почему камень утонул? (Тяжёлый) - Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что его плотность выше, чем плотность воды. - А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (он мокрый)

Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: - Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети берут лупы и рассматривают все свои камни). - Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)

Воспитатель: - Молодцы, вы очень внимательные дети. Ребята, в старину люди считали, что камни различаются магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение. А чтобы у нас было веселое настроение, предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Гора и камешки».

Цель: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей.

Воспитатель: - Представьте, что я – это гора, а вы мои камушки.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка,

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора, страдает –

Камешки теряет.

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!

Раз, два, раз, два – собирается гора

(Дети разбегаются и присаживаются на корточки, затем возвращаются. Игра повторяется)

Воспитатель: - Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.

(На карте изображен вулкан под номером 3). (речевка)

Опыт №7 Извержение вулкана.

Воспитатель: - Ребята, вы догадались, что это? Давайте подойдем и рассмотрим его. (вулкан) - Как называется верхняя часть вулкана? Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами. - А вы знаете, как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава)

-Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие).- Вы хотите увидеть пробуждение вулкана? Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и вы увидите, что произойдет (извержение вулкана). - Некоторые горы образовались после извержения вулкана.

Воспитатель: - Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья вулкана. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой. (Дети собирают разноцветные камешки в контейнеры)

Воспитатель: - Давайте обратимся к карте, где у нас находится творческая мастерская? (на карте изображена веранда под номером 4).

Воспитатель: - Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил ее. - А какими изобразительными средствами можно создать картину? (мелками, карандашами, красками). -Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Как вы думаете, чем мы можем ее украсить? -Какого цвета камни подойдут для изображения реки? -Для изображения горы, солнца, облаков? - Ну что ж, приступаем к работе.

Практическая часть: выкладывание картины из камней. Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: - Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая. - Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером покажем ее своим родителям.

Воспитатель: - Нам пора продолжать экспедицию. О чём говорит карта? На карте изображен последний пункт: палатка. Ребята, мы проделали с вами огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед, отдохнуть. А из чего мы соорудим палатку для отдыха?

Трудовая деятельность: установление палатки.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Список используемой литературы

1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.

Мозаика – Синтез М. 2016;

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Мозаика – Синтез М. 2016;

3. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005;

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы. М. 2009;

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011;

6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

7. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2012;

8. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М. ,2003. №10 -11.

9. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. Мозаика – Синтез М. 2016;

10. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. Санкт-Петербург 2009;

11. https://sajtpedagoga.ru/servisy/publik/pub

Публикации по теме:

Сценарий собрания в форме КВН в подготовительной группе «Мудрецы и юные математики» «Мудрецы» и «Юные математики» КВН (подготовительная к школе группа) Для родителей вместе с детьми Цель. Провести родительское собрание.

Игра-прогулка «Юные спасатели»Игра-прогулка «Юные спасатели» .

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «Соленое тесто» Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме «Соленое тесто.» 1 млдадшая группа МДОАУ д\с «Солнышко». Цель: научить использовать.

Квест-игра «Юные геологи»Квест-игра «Юные геологи» Сценарий квест – игры «Юные геологи»Место проведения: территория детского сада. Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.

Сценарий мероприятия НОД по ИЗО деятельности в нетрадиционной форме «Цирк» Мероприятие НОД по ИЗО деятельности в нетрадиционной форме «Цирк» Программное содержание: Всесторонне развивать творческие способности.

Фотоотчет о проведении родительского собрания в нетрадиционной форме «Встреча в кафе»Фотоотчет о проведении родительского собрания в нетрадиционной форме «Встреча в кафе» Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в группе «Розочка». На родительском собрании использовались такие методы и приёмы,.

Педагогический совет в нетрадиционной форме «Творческий педагог — творческие дети!» Сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме "Творческий педагог - творческие дети" Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «В семейном кругу» Родительское собрание в нетрадиционной форме «В семейном кругу» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Адаптация ребенка в детском саду» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Адаптация ребенка в детском саду» Цель и задачи. Цель: содействовать проявлению искренней.

Родительское собрание в нетрадиционной форме с родителями и детьми 4–5 лет «Верные друзья»Родительское собрание в нетрадиционной форме с родителями и детьми 4–5 лет «Верные друзья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» п. Первомайский Тамбовской области «Верные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Прогулка в нетрадиционной форме «Мы юные геологи»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 16:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД