Лучший педагог года

Пропаганда передового опыта семейного воспитания «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Наталья Панафидина
Пропаганда передового опыта семейного воспитания «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана

«Детский сад комбинированного вида №66»

Пропаганда передового опыта семейного воспитания

Сообщение для родительского собрания

«Приобщение детей к здоровому образу жизни»

(из опыта семьи Ерастовых)

Мероприятие: родительское собрание

Место проведения: подготовительная группа

дата проведения: 15.04.2013воспитатель

Панафидина Н. Н.

докладчик: Ерастова Т. В.

Магадан 2013 год

Публикация «Пропаганда передового опыта семейного воспитания „Приобщение детей к здоровому образу жизни“» размещена в разделах

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей семье. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Наш город, Магадан, является одним из небольших городов мира. Однако некоторые факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье детей.

Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Сегодня важно нам, родителям, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотру телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Что же делает наша семья Ерастовых для приобщения дочери Вики к здоровому образу жизни?

Прежде всего, нами активно используются целебные природные факторы окружающей среды: чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.

Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы, родители Иры стараемся быть в хорошем настроении. Мы убедились, что стоит нам улыбнуться — сразу становится легче, нахмуриться — подкрадывается грусть. Нахмурились — начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись — помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и то же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом — вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение, нам с супругом дались не сразу, и мы вырабатывали ее в течение некоторого времени. Считаем, что здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится. Так же старались просто больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы стараемся не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создаем условия, которые способствуют повышению защитных сил организма дочери, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна дочери в течение суток, удовлетворяет ее потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует нашу дочь, способствует формированию многих полезных навыков, приучает ее к определенному ритму.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь — работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у Иры всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулки проводим в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежду и обувь подбираем соответственно погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки стараемся не допускать, чтобы дочь длительное время находилась в однообразной позе, поэтому изменяем ее вид деятельности и место игры. А так же сочетаем прогулки со спортивными и подвижными играми, в которые с удовольствием Вика играет с отцом. И конечно прогулка доставляет всем членам нашей семьи радость от активно проведенного времени вместе.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Мы строго следим за тем, чтобы дочка ежедневно (и днем, и ночью) засыпала в одно и то же время. Считаем, что домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Полноценное питание — включаем в рацион Вики продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальций, фосфор, железо, магний, медь, а также белком. Bсe блюда для дочки стараемся готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Часто включаем в рацион Иры творог, гречневую и овсяную каши.

Строго выдерживаем и режим питания, то есть соблюдаем определенные интервалы между приемами пиши.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Этой осенью наша дочь пойдет в школу. При подготовке к поступлению в первый класс мы развиваем дочь не только интеллектуально, но и прилагаем все усилия, что бы у нее был высокий уровень физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.

Хорошая физическая подготовка дочери будет способствовать развитию необходимых процессов для успешного обучения в школе: внимания, мышления, памяти, речи, воображения, тонкой моторики рук, координации движений.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра — ведущая человеческая потребность. Недаром сейчас по телевидению передают много игровых программ для взрослых, которые не наигрались в детстве. Поэтому играм дочки уделяем особое внимание. Часто играем вечерами всей семьей в настольные и сюжетные игры.

Для укрепления здоровья и нормализации веса используе ходьбу и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому закаливание стало нашим общим семейным делом.

Закаливание, как отмечал Е. А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используем и нетрадиционные:

- Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дочь попадает в «холодное»).

- Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляем Вике возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам, шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

- Контрастный душ наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. (После непродолжительной зарядки дочь вставала под душ, обливалась водой 36—38 градусов в течение 30—40 секунд, затем температуру воды мы снижали на 2—3 градуса, а продолжительность обливания сокращали до 20-25 секунд. Процедуру повторяли 2 раза. Через 1—1,5 недели разницу температур воды увеличивали до 4 - 5 градусов и в течение 2—3 месяцев довели до 19-20 градусов).

- Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинали при температуре воды 36—37 градусов, снижали каждые 2—3 дня на 1 градус и доводили до комнатной.)

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2—3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Вывод: если мы хотим видеть своего ребенка здоровым — надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. В «минимум» закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду.

Закаливать организм ребенка можно и продуктами питания.

Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения — биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды. Хочется отметить какие же пищевые продукты или вещества помогли нашему ребенку стать более закаленным:

- черная смородина и шиповник (повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВ,

- морковный сок (рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи. Кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию,

- соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода — она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.

Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки - это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.

Чтобы повысить защитные силы организма дочери, так же осуществляли прием витаминов.

Слово «витамин» происходит от латинского вита — жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, мы дочери давали препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1—2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.

Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхелегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. Поэтому наша семья полностью отказалась от курения.

Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Вы прекрасно из собственного опыта знаете, что они могут включать электронагревательные приоры, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и светящими (кольца, пуговицы, броши, булавки). Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути (семечки, орехи, монетки) вызывают угрозу жизни ребенка. Опасность представляют и оставленые на виду таблетки, так как происходит отравление лекарствами.

Поэтому мы, как ответственные родители постоянно контролируем действия нашей дочери и рассказываем, что и где опасно в квартире; не оставляем на виду предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства, открытые окна и балконы; не разрешаем дочке брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.

Вместе с тем давно уже замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы. Помните, здоровье ребенка в ваших руках.

И в заключении мы рекомендуем родителям:

1. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

2. Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.

4. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры. Применяйте девиз: «Детей играми — оздоровим, себя — омолодим».

5. Проверить дома все травмоопастные места и не допускать детского травматизма.

6. Употреблять витамины.

С уважением и пожеланием крепкого здоровья семья Ерастовых

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Анализ анкетирования родителей на тему «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Анкетирование проводилось на базе старшей группы.

Анкета для родителей «Физическое воспитание детей и приобщение их к здоровому образу жизни» 1. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? ___ 2. Проводите ли с.

Приобщение к здоровому образу жизни в средней группе. Физкультурный уголокПриобщение к здоровому образу жизни в средней группе. Физкультурный уголок Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Информация из опыта работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков к здоровому образу жизни Формирование основ здорового образа жизни у детей младшей группы «Семицветик» ведется согласно рабочей программы. ОО «Физическое развитие».

Информационно-рекламная презентация для родителей «Плавание и его влияние на приобщение детей к здоровому образу жизни» Читая и просматривая материал на сайте МААМ, вижу много вариантов на одну и ту же тему. Предлагаю коллегам необычную собственную презентацию.

Конспект занятия «Остров сокровищ» в рамках проекта «Приобщение детей родителей к физкультуре и здоровому образу жизни» Занятие "ОСТРОВ СОКРОВИЩ" Цель – Формировать у детей потребности в движениях с учётом индивидуальных возможностей и способностей, сохранение.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды Актуальность: Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Презентация «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» Актуальность: Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Самообразование «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пропаганда передового опыта семейного воспитания «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Опубликовано: 12 января 2018 в 07:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД