Папки-передвижки

Психологическая характеристика ребенка раннего возраста

Алла Бурченкова
Психологическая характеристика ребенка раннего возраста

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.

Публикация «Психологическая характеристика ребенка раннего возраста» размещена в разделах

В первые три года жизни закладываются

наиболее важные и фундаментальные

человеческие способности –

познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие

другое.

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами.

В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ ВЗРОСЛЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО

ФУНКЦИЙ:

ВО-ВТОРЫХ, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;

В-ТРЕТЬИХ, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

ВО-ПЕРВЫХ, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, «сообщает» его общественную функцию;

АКТИВНАЯ РЕЧЬ. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас

слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?"выполняют специфические функции в

организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью

изменения коммуникативной ситуации("дай!"). Хотя по форме первые слова в

большинстве случаев являютсясуществительными, по сути они глаголы.

«Три кита» раннего детства

1 – Прямохождение расширяет границы доступного ребенку мира, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях

с предметами, новые предметы влекут за собой новые способы их обследования, открывают ребенку скрытые до этого свойства вещей и связи между объектами и их частями.

2 - Предметная деятельность это переход от неспецифических действий с предметами к действию, основанному на овладении общественно выработанного способа употребления предметов.

Стадии действия с предметами

7-8-месячные дети с любыми предметами действуют одинаково - постукивают ими, размахивают, тащат в рот, бросают и т. д.

Приблизительно в 10-14 мес. дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрируетвзрослый (сначала вместе с ним, потом самостоятельно).

И только на 2-м году жизни они начинают осваивать действия с предметами по их назначению.

Способы действий с предметами

Соотносящие действия (типа закрывания коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т. д.). Орудийные действия, способ действия строго фиксиpoван общественным назначением предметов-орудий (к ним относятся еда

ложкой, расчесывание расческой, копание совочком, чистка зубов щеткой и т. д.).

3 – Речь

Раннее детство - сензитивный период развития речи

Накопление названий предметов происходит в следующем порядке:

сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей,

затем имена взрослых,

названия игрушек,

изображения предметов одежды и, наконец,

частей тела и лица.

К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращенные к нему слова.

Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий: от отсутствия реакции на просьбу илинеадекватной реакции через правильное выполнение

действия к его усложнению или модификации.

Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая

сложные бессоюзные и союзные предложения.

К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними.

Воображение носит воссоздающий характер.

Преобладающие виды памяти - двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал. Непроизвольна.

Основной тип мышления наглядно-действенное.

С трехлетним возрастом связан и очень важный элемент самосознания -осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои

чувства, желания и возможности. Все это проявляется в часто повторяющемся тезисе «Я сам!».

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

Его проявления впервые были описаны Э. Келер в работе «О лич-ности трехлетнего ребенка».

1. Негативизм — отказывается делать нечто не потому, что он не хочет, а только потому, что этого требует взрослый. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого.

2. Упрямство — реакция на свое собственное решение, которая заключается в настойчивом требовании его выполнения.

3. Строптивость — это протест против порядков, которые существуют дома, против навязываемого образа жизни, против приемов воспитания.

4. Своеволие — реакция эмансипации от взрослого, т. е. стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намерения, замысла и независимость от него. «Я сам!»

Второстепенные симптомы кризиса

5. Обесценивание взрослых — выражается вне редких заявлениях в адрес взрослого, что он"дурак" или "пьяница", и при этом совершенно неважно то, что его родитель умница и совершенно не пьет вино.

6. Протест-бунт — проявляется в частых ссорах с родителями, которые приобретают черты протеста,своеобразной "войны" со взрослыми.

7. Стремление к деспотизму — проявляется в желании властвовать и управлять поведением взрослых, и для этого изыскивается множество

способов. Наиболее часто встречается в семьях с единственным ребенком.

Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией

ребенка от взрослого.

Кризис 3 лет - это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по

отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей - он

пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

БАЗОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ВОЗРАСТА – ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИЩЕННОСТИ

Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с

миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека

формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям, которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В это же возрасте формируется чувство привязанности.

Публикации по теме:

Игра в жизни ребенка раннего возрастаИгра в жизни ребенка раннего возраста Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает.

Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу»Консультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Лепка в жизни ребенка раннего возрастаЛепка в жизни ребенка раннего возраста Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что благотворно влияет на развитие речи.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста»Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» Методическая разработка для воспитателей "Семейных детских садов". Часть 1Примерно к году жизни здоровый ребенок начинает активно интересоваться.

Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2)Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2) Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад". Часть 2Сегодня поговорим о куклах. В жизни современных детей кукла.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Роль потешки в жизни ребенка раннего возрастаРоль потешки в жизни ребенка раннего возраста Потешка является одним из многочисленных жанров устного народного творчества. Потешки предназначены для комментирования действий, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая характеристика ребенка раннего возраста
Опубликовано: 24 апреля 2023 в 21:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД