Получи документы

Психологический феномен готовности ребенка к школе

Юлия Григоровская
Психологический феномен готовности ребенка к школе

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Григоровская Ю. А., Ефремова И. Н.

МБДОУ «Детский сад «Росиночка», Rosinochkads@mail.ru

Публикация «Психологический феномен готовности ребенка к школе» размещена в разделах

Готовность к школе — это не только знания, умения и навыки, не только определенная сформированность психических процессов. А еще и психологическая зрелость (желание учиться, стать первоклассником, а также произвольность поведения (способность контролировать свое поведение, выполнять правила).

Ученые предлагают много способов определить готовность ребенка к школе. Она определяется психическим, физическим развитием ребенка, также состоянием его здоровья, умственным и личностным развитием.

Наиболее полное понятие «готовность к обучению в школе» дано в определении Л. А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный [5, С. 121].

Л. И. Божович говорила: «Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника» [6, С. 115.].

М. И. Степанова отмечает, что готовность к обучению в школе это наличие у ребенка необходимого уровня развития, который позволит ему без вреда для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе [8, С. 48]. Н. Ф. Виноградова уточняет: «Готовность к школе - это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности». [4, С. 191-216]. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые позволят ему с легкостью адаптироваться к новому этапу в жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного сказывается на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника.

Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. У младшего школьника ведущий вид деятельности меняется – им становится учение. Чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, необходимо, чтобы он принял новые требования, требования учителя, умел сосредоточиваться, удерживать свое внимание, слушать учителя. Не все дети к этому готовы [ 2, С. 72].

Готовность к школе – это ещё и «возрастное» понятие.

Кризис 6—7 лет затрагивает все сферы жизни ребенка : семья, детский сад, кружки, друзья.

Основные симптомы проявления [1, С. 191] :

1. Манерничание, кривляние. Утрата непосредственности.

В этот период ребенок не просто общается, ходит, а он все время «что-то из себя строит», играет какую-то роль.

2. Беспричинное нарушение режима.

3. Трудновоспитуемость, агрессия.

Нередко в этот период родители сталкиваются с агрессией у ребенка : словесной и физической. Ребенок может стать агрессивным, вспыльчивым, непослушным, грубит взрослым.

4. «Глухота» - т. е. избранное реагирование на просьбы и обращения.

5. Утрата импульсивности.

6. Возросший интерес к интеллектуальным занятиям, общим вопросам.

Ребенок может долго читать книгу, увлекшись сюжетом. Старший дошкольник активно интересуется общими вопросами: политикой, происхождением планет, жизнью на Земле, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами. Эмоции у ребенка, как всегда, зашкаливают, но он в этот период учится ими управлять. Это не всегда получается, но с каждым разом все лучше и лучше.

Представление о мире у ребенка становится приближенным к реальности. Часто старшие дошкольники не верят уже, что Дед Мороз ночью кладет под елку подарки и предательски шепчут брату на ушко: «Это папа!». Они по-прежнему верят в сказки, но уже отличают вымышленных персонажей от реальных. Теперь они сами решают – в кого верить, а в кого нет. Они не верят в Бабу-Ягу, но пишут письмо Деду Морозу.

7. Желание быть самостоятельным.

Одним из самых важных симптомов кризиса является желание быть самостоятельным. Ребенок стремится занять новое, так сказать более взрослое место в жизни. В этот период ребенок начинает активно учиться, не обязательно в школе. Главное, он стремится получать новые знания без игры. Иногда получается парадокс: ребенку не нравится, что к нему относятся как к маленькому, но сам он, порой, капризничает как трехлетний.

В этот период происходит начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности. Появляются новые мотивы поведения, особенно мотивы, побуждающие идти в школу. Ребенок уже способен обобщить переживания, у него меняется отношение к взрослым.

Этот кризис напрямую связан с готовностью к школе. Чем острее проходит этот период, тем лучше пройдет адаптация в школе. Это небольшая тренировка перед школой, в которой знания будут осваиваться преимущественно в учебной деятельности и гораздо меньше в игровой [4, С. 191-216.].

Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе. Появление кризиса в 6—7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции. Возникает произвольная умственная деятельность, роль правила растет, роль образца падает.

Желание научиться читать у ребенка появляется после 5 лет. Ребенок начинает подражать читающим взрослым, начинает интересоваться буквами. Как раз после 5-летнего возраста у ребенка формируется абстрактное мышление, которое и помогает понять, что это буква «Б», а это буква «Д».

Намного важнее умения читать – волевая готовность ребенка, чтобы он легко и быстро адаптировался к условиям школы. Прежде всего – это способность слушать взрослого. Ведь первокласснику надо внимательно слушать учителя и выполнять все его требования. Для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредоточиваться на инструкции взрослого.

Волевую готовность хорошо тренировать на графических диктантах. Т. е. ребенку надо рисовать в определенной последовательности геометрические фигуры под диктовку взрослого. Или рисовать по клеточкам под диктовку (одна клеточка вниз, две клеточки влево, четыре клеточки вверх и т. д.)

Важна и мотивационная готовность к обучению. Желание идти в школу и желание учиться – это разные вещи. И здесь говорят о школьной мотивации у детей. Мотивационная готовность развивается постепенно. Во-первых, это интерес к процессу обучения (ходить в школу, носить портфель, новый пенал, красивые учебники и т. д.). Но этот интерес быстро угасает. И здесь должен появиться интерес к получению новых знаний. Другими словами – познавательная мотивация.

Без мотивационной готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и считать, он не сможет успешно учиться в школе.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Дети должна быть развита любознательность, интерес ко всему новому, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.

К шести годам ребёнок должен правильно называть город, в котором живет и свой адрес; знать имена и отчества своих родных и близких, место и должность работы родителей; легко ориентироваться во временах года, их последовательности и основные приметы; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Таким образом, готовность к школе – это емкое понятие. Оно не имеет привязки именно к возрасту 7 лет. К школе может быть готов и ребенок 6-ти лет, а может не готов даже восьмилетний ребенок. Способность к учению формируется у всех детей по-разному, даже среди ровесников. И дело здесь не только в интеллектуальном развитии ребенка, а еще в желании получать новые знания, в развитии воли у ребенка, в физическом развитии и состоянии здоровья.

Большинство современных детей ходит в детские сады и развивающие центры. Однако подготовка к школе начинается в семье и буквально с первых самостоятельных шагов ребенка. Отметим, что данный подход реализуем и к детям с проблемами в развитии, с поправкой на возраст и особенности конкретного ребенка [3, С. 7-12].

Правильная организация жизни ребенка родителями задолго до школы — лучшая инвестиция в его будущее образование.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Школьные психологи считают, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которые ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу.

Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого. Как понять, что ребёнок не готов к школе? Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Поскольку родителе уделяют недостаточно внимание ребенку и его развитию, не принимают активного участие в знакомстве с окружающем его миром, не помогают ребенку научиться управлять своими эмоциями и поступками, не могут научить слушаться с первого раза и подчиняться требованиям, у детей вовремя не формируются главные компоненты школьной готовности [8, С. 58].

Кроме того, ребенок может быть просто неподготовленным к школе, не знакомым с ее правилами и распорядком, не обученный долгой работе и обучению. То есть, к концу подготовительного периода у детей, как считают психологи, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе [7, С. 127.].

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПБ. : Питер, 2008. 398 с.

2. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 1994. 192 с.

3. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа. № 1. 2000. 9 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 2011. 194 с.

6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М. : Изд-воУРАО, 2011. 176 с.

7. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М. : Просвещение. 2013. 127 с.

8. Степанова М. И. Что такое «школьная зрелость»// Справочник для родителей будущего первоклассника. М: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1999. 148 с.

Публикации по теме:

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Формирование эмоционально-волевой готовности к школе Ребенок при интеллектуальной готовности к школе бывает не готов к ней эмоционально. Родители ориентируются только на развитие интеллекта.

Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе Тема: Организация взаимодействия семьи и ДОУ с целью совершенствования формирования готовности ребенка к обучению в школе Глава 1. Содержание.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Консультация для родителей «Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школе»Консультация для родителей «Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности ребенка к школе» хочется поделиться с Вами консультацией для родителей "Развитие мелкой моторики" Уровень развития мелкой моторики – один из показателей.

Психологический портрет ребенка «Любознательные почемучки» .

Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе Общие направления рекомендаций, которые консультант может дать клиенту, определяется многими факторами. Это и характер запроса, и содержание.

Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.

Психологический тренинг как средство психодиагностики одаренного ребенка Современный уровень диагностики не исключает случаев потенциала ребенка, т. е. ошибок, свяанных, в частности, с тем, что отрицательные.

Родительское собрание «Подготовка детей к школе. Критерии готовности ребенка к школе» Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе. - Добрый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический феномен готовности ребенка к школе
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 11:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД