Получи документы

Психологический практикум «Педагогические ситуации»

Татьяна Савина
Психологический практикум «Педагогические ситуации»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической эффективности педагогов в решении педагогических ситуаций.

Задачи:

-мотивация деятельности педагогического коллектива по проблеме девиантного поведения обучающихся;

-способствовать реализации профессионализма каждого педагога в позитивном решении педагогических ситуаций;

-сформировать банк информации по коррекции девиантного поведения обучающихся, посещающих запрещенные сайты в сети Интернет.

Теоретическая часть

Публикация «Психологический практикум „Педагогические ситуации“» размещена в разделах

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с обучающимся на основе противоположных норм, ценностей и интересов, которое сопровождается значительным эмоциональным проявлением и направлено на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону. Сложная педагогическая ситуация не возникает спонтанно. Сигналами возможного ее появления могут служить постепенное ухудшение поведения, необоснованная агрессия, растерянность, невнимательность и др.

Три фазы протекания педагогической ситуации

1 фаза. Конфликтное острое начало с нарушением норм и ценностей одним из участников ситуации.

2 фаза. Ответная реакция соперника.

3фаза. Быстрое изменение ранее сложившихся отношений.

Педагогическое воздействие – особый вид деятельности педагога, цель которого – достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника. В целях воздействия учитель старается преодолеть защиту и барьеры ученика, изменить его психологические характеристики или модели поведения в нужном направлении. В педагогической практике наиболее актуальной является развивающая стратегия воздействия, которая предполагает эмоциональную и личностную открытость самого учителя и реализуется в диалоге в соответствии с педагогической ситуацией. Для учителя главное – развивать субъектность воспитанника.

Компоненты педагогического воздействия :

-когнитивный - знание личностных особенностей ребенка;

-эмоциональный – понимание мотивов его поведения;

-поведенческий – поддержка, помощь, подстраховка ребенка.

Приемы педагогического воздействия базируются на принципах педагогического оптимизма, уважения к воспитаннику, понимания его душевного состояния и мотивов его поступков.

Знание содержания и особенностей ребенка в разные возрастные периоды позволяет предложить приемлемые способы их удовлетворения. Собственно, в передаче детям средств удовлетворения развивающихся у них потребностей и состоит задача воспитания.

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

Этапы развития самостоятельности Способы оптимизации развития детской самостоятельности

1 этап. 5-й класс.

«Нужна ли мне самостоятельность?» Проявления: становится негативным, непослушным, отвергает контроль.

___

-Терпеливо проявлять внимание с акцентом на положительные качества.

-Поддерживать, повышать уверенность в себе.

-Обсуждать начало взросления.

2этап. 6-7-й классы.

«Требую самостоятельности, но не знаю, что это такое». Проявления: борется за независимость, настаивает на правах, игнорирует обязанности.

___

-Обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей.

-Сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках ребенка.

3 этап. 8-9-й классы.

«Пробую быть самостоятельным, но не очень умею». Проявления: считает именно свое мнение верным, считает, что все может и с ним ничего не случится, поступает так, как хочет, стремится попробовать все, что делают его сверстники и взрослые.

___

-Аргументировать запреты.

-Считаться с мнением подростка.

-Обсуждать возможные последствия его поступков.

-Не ругать его друзей.

-В спорах пытаться договориться.

4этап. 10-11-й классы.

«Проявляю самостоятельность». Проявления: прислушивается к мнению родителей, понимает свои реальные возможности, пытается сам договориться, воспринимает личностные качества родителей как пример для подражания.

___

-Поддерживать подростка в его начинаниях.

-Предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь.

-Минимизировать контроль.

-Быть внимательным к просьбам.

Приемы сближения учителя и ученика

-Называйте ученика по имени. Услышав его, ребенок «автоматически» настраивается на доверительное общение с учителем.

-Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.

-Тщательно готовьтесь к уроку. Не допускайте некомпетентности в преподавании своего предмета.

-Активно используйте умение слушать.

-Большое значение в общении имеет мимика, тон, интонация речи. Ребенок обладает «эмоциональным слухом», т. е. по интонации он сразу понимает отношение к нему учителя.

-Не упрекайте ребенка его близкими за неблагополучие в семье, это грубейшая ошибка; такого ученик никогда не простит учителю.

-«Возврат эмоций» - важнейший прием предупреждения и разрешения конфликтов. Откликайтесь на переживания ребенка.

-Школьника можно изменить через позитивные приемы оценки его личности.

-Корректное поведение учителя снижает напряжение в общении.

Великий педагог-гуманист А. С. Макаренко говорил: «Как бы ни был строго наказан ученик, уже через час после наказания, нужно быть с учеником в нормальных отношениях. Наказание должно разрешить конфликт, а не создать новый, потому что в педагогических конфликтах не бывает «правых» и «виноватых», победителей и побежденных».

Если учитель оторопел от внезапно возникшей педагогической ситуации, усилием воли он должен сдержать себя, так как два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. «Задержите реакцию» : сразу не вступайте в полемику. Сделайте вид, что как бы не замечаете нарушителя, хотя видите его действия. «Факт незамечания» снизит его активность (оптимальное время 10-15сек.). Переведите реакцию: взгляните в окно, в журнал, несмотря на остроту ситуации. Это снизит его «замысел» борьбы. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации, быстро разрядит обстановку.

Возможные способы выхода из трудной ситуации

1. Беседа с ребенком с целью снизить его эмоциональное напряжение.

2. Создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.

3. Обращение к классу за помощью.

4. Нравственные беседы с классом.

Практическая часть

Психолого-педагогический практикум для педагогов по педагогическим ситуациям. Работа в группах.

Анализ возможных конфликтных педагогических ситуаций учителями

Группа 1. Педагогические ситуации

1. Урок химии в 8 классе. Учитель предложил решить задачу из учебника. Но один из детей задание не выполняет. Учитель повысил голос: «А ты почему не работаешь?» Возникло эмоциональное напряжение.

2. Ученик 7 класса на уроке русского языка списывает нужную информацию из Интернета, хотя учитель запретил это делать.

Группа 2. Педагогические ситуации

1. Ученик 7 класса не посещал урок ОБЖ в течение четверти. Избегал учителя. Учитель поставил ему в четверти «2».

2. Ученица 9 класса весь урок истории «сидит» в телефоне. На замечания учителя реагирует адекватно. Но как только учитель отвлекается от нее, она опять - «в телефоне».

Группа 3. Педагогические ситуации

1. Лидеры 9 класса решили отпраздновать успешную сдачу экзаменов, купив три бутылки вина. Учитель увидел.

2. Ученица 10 класса на письменном зачете по МХК переписала весь конспект из тетради, предварительно сфотографировав его дома на свой телефон.

Группа 4. Педагогические ситуации

1. На уроке истории в 6 классе один ученик увлекся чтением книги. Учитель подошел и взял ее в руки. Это оказался «Спартак» Джованьоли.

2. На уроке математики в 8 классе эмоционально не выдержанная ученица на вопрос учителя, заданный кому-то из учеников класса, постоянно выкрикивает ответ, опережая того из детей, кому вопрос задан.

Группа 5. Педагогические ситуации

1. Ученик прогулял 5 уроков по информатике в 8 классе без уважительной причины.

2. Ученик 4 класса на уроке чтения несколько раз сфотографировал в телефон своих одноклассников, чем вызвал недовольство.

Группа 6. Педагогические ситуации

1. Насмешки детей во 2-м классе над своим одноклассником. Бойкот. Неадекватная самооценка ребенка.

2. Во 2-м классе мама звонит своей дочери каждый час, начиная с третьего урока, беспокоясь, все ли у нее в порядке, тем самым отвлекая весь класс от учебного процесса.

Группа 7. Педагогические ситуации

1. Ученик 11 класса увлекся физикой и химией. Конфликт возник с учителем русского языка и литературы. Одиннадцатиклассник не выполнил домашнего задания. Учитель сказал: «Если не делаешь домашние задания, не ходи на мои уроки». Он так и сделал.

2. На уроке обществознания в 7 классе один из учеников сфотографировал учителя и показывал фотографию соседям по парте.

Группа 8. Педагогические ситуации

1. На уроке английского языка в 5 классе ученик все время отвлекался на посторонние дела: что-то искал в портфеле, в столе и показывал соседу. Наконец, учитель подошла к ребенку и отобрала у него альбом с наклейками (это с ним он возился, сказав: «Чем тратить время на наклейки, лучше бы занялся языком, ведь у тебя одни двойки». Мальчик обиделся и до конца урока вообще ничего не делал.

2. На уроке физики в 7 классе ученики усердно переписывались в телефонах, не слушая объяснения учителя. На замечания никак не реагировали.

Группа 9. Педагогические ситуации

1. Урок физкультуры в 6 классе. Все выполняют упражнения, а один ученик сидит, на учителя не реагирует. На вопросительный взгляд учителя - молчит. Потом посылает учителя, нецензурно высказавшись.

2. На контрольном уроке по биологии в 10 классе ученик упорно списывал из Интернета нужную информацию. Когда учитель, проверив контрольную работу, публично об этом объявила, он разозлился.

Группа 10. Педагогические ситуации

1. В 9 классе заболела учитель русского языка и литературы. Когда в класс вошла новый учитель, она почувствовала – «сюрприз» готов (это читалось в глазах учеников) : из-за последней парты вскочил подросток и отрапортовал: «Давайте знакомиться. Я – Шаповалов».

2. Во 2-м классе ученица вышла на перемену в коридор, а свой телефон оставила на парте. Когда вернулась, телефона уже не было. Ребенок расплакался.

Группа 11. Педагогические ситуации

1. Учитель географии вошла в 7 класс. На доске висела карта «вверх ногами». Все ждут реакции учителя.

2. Учитель технологии ведет урок в 5 классе. Вдруг слышит какой – то шорох в шкафу. Открыл дверцу, а там сидит ученик.

Рефлексия педагогических ситуаций (индивидуальная/групповая) :

- Что полезного я сегодня узнал (а) на практикуме?

Решение психологического практикума МБОУ СОШ №40

«Педагогические ситуации» от 07.11.2018 года

1. Педагогам активно использовать знание особенностей развития детей в разные возрастные периоды для профилактики девиации.

2. Педагогам систематически отслеживать информацию об угрозах в цифровой среде, доводить ее до сведения подростков в качестве профилактики суицидальных тенденций и экстремизма в молодежной среде.

3. Развивать личностный ресурс и социальную успешность обучающихся как инструменты психологического оздоровления и профилактики конфликтных педагогических ситуаций.

4. Классным руководителям довести до сведения родителей информацию о запрещенных для посещения подростками сайтах Интернет.

Публикации по теме:

«Я учусь владеть собой!» Психологический практикум для педагогов «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (Гёте) Личность педагога является его профессиональным инструментом, а инструмент.

Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе «Психологический практикум» Серия «Психологический практикум» Г. А. Широкова. Е. Г. Жадько Практикум для детского психолога. Издание шестое. Ростов-на Дону «Феникс»,2008.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Психологический уголок в группеПсихологический уголок в группе Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают.

Педагогические ситуации по ОБЖ * Сижу я один дома и играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека.

Педагогические ситуации и их решение 1. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 7 лет, и.

Педагогические ситуации и их решения на основе личностно ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя Методическая разработка Педагогические ситуации и их решения на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.

Психологический практикум «Вместе мы сила» Цель: Сплочение коллектива. Укрепление ситуации успешности. Задачи: 1. Повысить самооценку и уверенность. 2. Снять эмоциональное напряжение.

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО» Цель. Познакомить педагогов с понятием благоприятный социально-психологический климат, его характеристиками. Помочь педагогам осознать,.

Автор публикации:
Психологический практикум «Педагогические ситуации»
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 18:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД