Папки-передвижки

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Татьяна Едемская
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение как особая форма осуществления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии предполагает деятельность педагогов, направленную на создание комплексной системы психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих личностному росту и успешной адаптации детей в социуме. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется всеми специалистами, непосредственно работающими с ребенком, а именно: классный руководитель, педагог-дефектолог, педагог-психолог, логопед и др.

Публикация «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ» размещена в разделах

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются :

- систематическое отслеживание психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

- создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка и подростка в социуме;

- систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению;

- систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

- организация жизнедеятельности ребенка (подростка) в социуме с учетом его психических и физических возможностей.

Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка (подростка) в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника.

Общие задачи

1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка и подростка, а именно активности и самостоятельности.

2. Формирование у детей и подростков чувства психологической защищенности.

3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.

4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.

Специальные задачи

1. Создание условий для формирования оптимальных межличностных отношений в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик».

2. Создание условий для формирования эмоционально-волевой регуляции поведения в процессе внутригруппового и межгруппового взаимодействия детей и подростков.

Эффективная реализация этих задач зависит от формы заболевания, степени его тяжести, а также социальной ситуации развития ребенка (особенности семейного воспитания, степени психической и социальной депривации, особенности социализации ребенка).

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

– деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

– деятельность осуществляется по подражанию;

– деятельность осуществляется по образцу;

– деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

– деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

– самостоятельная деятельность;

– умение исправить допущенные ошибки.

Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы для ребенка.

При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу.

Содержание актуального опыта учащегося регистрируется. Даётся оценка освоения действий.

Сенсорно-перцептивные действия: сосредоточение и концентрация взгляда, перевод взгляда с одного предмета на другой, сопровождение взглядом движущегося объекта, сопровождение взглядом передвигаемого самим ребёнком объекта.

Сенсорно-перцептивные действия: переворачивание плоских предметов, классификация предметов по форме, дифференциация форм по размерам, использование пишущих предметов (мел, карандаш)

Графомоторные навыки: захватывание и правильное удержание карандаща, пространственные передвижения карандаша.

Навыки невербальной коммуникации: установление визуального контакта с собеседником, ориентация на лицо взрослого, удержание позы во время диалога, соблюдение коммуникативной и физической дистанции, адекватное использование мимики и выражения лица, умение выражать желание мимикой, жестами.

Восприятие и понимание речи: выполнение действий по словесной инструкции, выбрать названный предмет из двух, указать названную часть тела, указать названный цвет, указать большой или маленький предмет, показать названный предмет на картинке, найти парные предметы, картинки.

Навыки самообслуживания: знание наименований одежды, пространственное различение сторон одежды, самостоятельное раздевание, различение обуви, самостоятельный приём пищи, навыки личной гигиены и т. п.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ему еще предстоит освоить.

Эффективность психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса поднимается на качественно более высокий уровень в результате взаимодействия с родителями учащихся.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 октября 2022 в 15:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД