Лучший педагог года

Презентация «Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду»

Марина Руденко
Презентация «Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду»

СЛАЙД №1 – (название)

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребё нка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя.

СЛАЙД №2 (фото)

Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие дошкольники, подвержены заболеваниям, они эмоциональны и впечатлительны. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

СЛАЙД №3 (диаграмма)

Публикация «Презентация „Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду“» размещена в разделах

Исследования К. Л. Печоры показали, что только 18,2% детей готовы к посещению детского учреждения. В связи с этим процесс адаптации, привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья.

Адаптация – это приспособление организма к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Традиционно под адаптацией в детском саду понимается процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособления к её условиям.

СЛАЙД № 4 (фото)

Перед психологом дошкольного учреждения стоит задача – обеспечить психологическое сопровождения ребёнка и семьи на всех этапах адаптации, так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка. Как показывает практика работы нашего детского сада, снизить напряжённость острого периода адаптации удаётся за счёт тесного взаимодействия

СЛАЙД № 5 (таблица)

всех сотрудников детского сада – психолога, педагогов, медицинских работников и родителей ребёнка.

Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.

СЛАЙД №6 (задачи)

Цель психологического сопровождения детей в период адаптации : обеспечить оптимальные социально-психологические условия для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка.

Отсюда вытекают следующие задачи.

Выстраивая технологию психологического сопровождения детей в период адаптации к детскому учреждению, мы опирались

СЛАЙД № 7 (теория)

на теоретические положения психологии и исследования в области физиологии, педагогики.

Мы считаем, что организованная деятельность в период адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель, в которую включены все участники этого процесса: и дети, и родители, и педагоги, т. к адаптация не односторонний процесс, адаптируется каждая из сторон.

СЛАЙД № 8 (модель – только заголовок)

Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательность её этапов.

СЛАЙД № 8 (модель+подготовительный этап)

I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

СЛАЙД № 8 модель+подготовительный этап+ стрелка)

Консультации по проведению периода адаптации

Выставка литературы

Практикум по заполнению листов адаптации

Мы практикуем оценку поведения ребёнка в баллах Каждый из факторов адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит) оценивается в баллах от +3 до – 3. Это позволяет более объективно оценить поведение ребёнка и проанализировать течение адаптационного периода.

Собеседование. Воспитатели изучают литературу, программу и мы проводим собеседование по знанию возрастных и индивидуальных особенностей детей.

СЛАЙД № 8 (+ стрелка)

2. С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Прогноз уровня возможной адаптации у ребёнка. В этот период патронажная медсестра посещает семью, и мы совместно обсуждаем информацию, полученную от родителей, и информацию, выявленную в ходе посещения семьи (т. к. она часто не совпадает)

разработка индивидуальной схемы введения ребёнка в группу д/с;

составление графика приёма детей в группу

СЛАЙД № 8 (+ стрелка)

3. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Наблюдение за ребёнком

Проводится в форме игры в кабинете психолога. Здесь важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша. Первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье.

Предварительная диагностика

Если ребёнок активен и с удовольствием играет, то можно провести диагностику и заполнить первую графу карты развития ребёнка. Мы разработали карту развития ребёнка, которая включает несколько возрастных этапов с 1 г до 4 л

Все данные в краткой форме заносятся в карту. При повторной диагностике данные заносятся карандашом другого цвета: это позволяет проследить динамику в развитии ребёнка и составить объективную характеристику его развития, а также наметить пути коррекции на самом раннем этапе, если это необходимо.

СЛАЙД № 8 (+ стрелка)

4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Общее родительское собрание

На собрании выступают разные специалисты. Психолог знакомит родителей с вариантами течения адаптации, рассказывает, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом)

1 шаг – ребёнок приходит в детский сад на 1-2 часа;

2 шаг – ребёнок остаётся на обед;

3 шаг – ребёнок проводит в детском саду 4 часа – с завтрака на обеда;

4 шаг – ребёнок остаётся на дневной сон;

5 шаг – ребёнок остаётся до полдника;

6 шаг – ребёнок в детском саду полный день

Встреча с родителями и ребёнком

Цель: выявить особенности семейного воспитания и дать индивидуальные рекомендации по подготовке конкретного ребёнка к поступлению в д/с. Знакомим родителей с тем, что перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является для ребёнка очень трудной задачей. Встреча проводится в мае, сразу после получения путёвки, когда есть ещё возможность изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки.

Анкетирование родителей. Цель: выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, кормления, укладывания на сон, индивидуальные привычки и особенности – вся информация о ребёнке, которая поможет воспитателям установить с ним контакт.

СЛАЙД № 9 модель+основной этап+ стрелка)

II ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Ведение листов адаптации (ежедневно)

Встречи – обсуждения течения адаптации (2 р в неделю) у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.

Для психолога во время основного периода главное – не наблюдение за работой воспитателя и анализ её, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать) и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог-ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель-ребёнок в группе детей.

Помощь в установлении контакта с родителями

Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.

Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей. Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных» детей в дошкольных группах детского сада.

СЛАЙД № 9 (+ стрелка)

2. С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ.

Со старшей м/с составляем и корректируем график приёма детей. Стараемся взять не более 2-3 детей в неделю. Обговариваем время прихода ребёнка.

С врачом обсуждаем течение адаптации, определяем окончание адаптационного периода, степень адаптации.

СЛАЙД № 9 (+ стрелка)

3. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Снятие отрицательного эмоционального состояния, психологическая поддержка детей. Обычно переход в новую обстановку – кабинет психолога, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.

Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками. Это обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.

Обучение предметным действиям. Это с отдельными детьми, которые проявляют полную пассивность.

СЛАЙД № 9 (+ стрелка)

4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Психологическая поддержка тем родителям, кто в ней нуждается.

Цель: дать возможность родителям рассказать о своих опасениях, выяснить тревожащие их вопросы.

Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.

Выясняются особенности поведения ребёнка дома, изменения в поведении, обсуждается, как надо вести себя родителям и как не надо в этот сложный период жизни всей семьи.

Помощь в установлении контакта с воспитателями

Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.

Индивидуальное консультирование. Это при возникновении новых проблем в общении с ребёнком или родители рассказывают о своих ранее скрываемых опасениях или тревоге, связанной с развитием ребёнка.

СЛАЙД № 10 модель+заключительный этап+ стрелка)

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Анкетирование

Выявление положительного опыта, трудностей, предложения администрации и специалистам по совершенствованию организации периода адаптации

Собеседование-оценка уровня адаптированности детей к детскому учреждению.

Выявляется общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения с взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

Выявление детей, вызывающих тревогу, для углублённой диагностики

Выявление трудных родителей для проведения индивидуальных бесед

СЛАЙД № 10 (+ стрелка)

2. РАБОТА С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Педсовет по итогам адаптации

СЛАЙД № 10 (+ стрелка)

3. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Занятия по адаптации с детским коллективом, цель которых – создать положительный эмоциональный настрой в группе, снизить импульсивность, тревогу, агрессию.

Повторная диагностика детей, требующих внимания:

- не говорящие дети;

- дети с проблемами в поведении;

- дети с проблемами в усвоении программы.

Планирование коррекционной работы:

- консультация логопеда;

- консультация невролога ;

- индивидуальные коррекционные занятия (песочная терапия). В кабинете есть песочница, и песочная терапия активно используется для снятия напряжения у детей в период адаптации. Песок пропускает воду и поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. У детей, которые молчали и не играли в группе, после нескольких игровых занятий повышается настроение, появляется речь.

СЛАЙД № 10 (+ стрелка)

4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Анкетирование

Оценка родителей того, как ребёнок привыкал к д/с, каково состояние ребёнка на сегодняшний день, оценка работы администрации и персонала группы в адаптационный период.

Индивидуальное консультирование (по желанию родителей или просьбе воспитателей)

Критериями оценки эффективности технологии психологического сопровождения детей на всех этапах адаптационного периода служат следующие показатели:

Первая диаграмма –результаты наблюдений за изменениями психоэмоционального состояния детей в период привыкания к детскому саду

СЛАЙД №11 (диаграмма)

Для отслеживания результативности работы в качестве примера нами было проанализировано поведение детей группы 3 г. ж. (всего 20 чел) в период привыкания к детскому саду, в частности – на 5 день, 10 день и через 20 дней. Сравнительный анализ адаптационных листов позволил получить нам следующие результаты. В первые дни пребывания в детском саду многие дети плачут, отказываются от еды, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребё нка меняется: восстанавливается аппетит, дети с интересом следят за игрой товарищей У большинства детей к 20 дню пребывания в детском учреждении нормализуется эмоциональное состояние, аппетит, дети не отказываются от контактов со сверстниками и взрослыми. Это свидетельствует о том, что у большинства малышей адаптация проходит в лёгкой форме, организм справляется с возникшими трудностями без отрицательных последствий.

СЛАЙД №12 (диаграмма степени адаптации)

На протяжении нескольких лет работы мы отмечаем лёгкую адаптацию у большинства детей, поступающих в наш детский сад. Примерно через 3-4 недели мы наблюдаем у детей инициативность, самостоятельную активность на фоне благополучного, комфортного психического состояния.

У части детей отмечаем адаптацию средней тяжести, когда эмоциональное состояние нормализуется более медленно, ребёнок заболевает на протяжении периода привыкания, но заболевание (обычно ОРВИ протекает без осложнений).

Положительным считаем тот факт, что тяжёлую форму адаптации, когда эмоциональное состояние не стабилизируется на протяжении месяцев, а ребёнок переносит повторные заболевания с осложнениями, мы не фиксировали на протяжении всех лет работы детского сада.

СЛАЙД №13 (диаграмма адаптированности)

Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Поэтому после проведения всей работы, соответствующей модели организации адаптационного периода, нами была проведена диагностика уровня адаптированности к детскому саду детей раннего возраста. У большинства малышей отмечается высокий уровень адаптированности. Дети стали чувствовать себя эмоционально комфортно в новом для них пространстве общественного учреждения.

СЛАЙД №14 (диаграмма родители)

Успешность нашей работы подтверждается и положительной оценкой родителей организации периода адаптации в детском саду. Анкетирование проводится в кабинете психолога, анонимно, родители оценивают организацию работы группы, внимательность персонала, изменения в поведении ребёнка. Как показывает диаграмма, ежегодно основная масса родителей положительно отзываются о нашей работе.

СЛАЙД №15 (диаграмма воспитатели)

Мы учитываем и мнение воспитателей. Перед педсоветом, посвящённым итогам адаптации, мы предлагаем анкету, в которой воспитатели высказывают своё мнение, оценивают работу психолога, администрации, медицинского персонала в этот период.

СЛАЙД №16 (Спасибо за внимание)

ВЫВОД: Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение детей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности ребёнка на таком нелёгком и важном этапе дошкольного детства.

Публикации по теме:

Адаптация ребёнка к детскому саду Адаптация ребёнка в детском саду. Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Психологическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду»
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 16:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД