МААМ-картинки

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости

Виктория Цаер
Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости

Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости".

Цель нашего эксперимента - создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности как фактора развития социальной одарённости дошкольников

Объект исследования - одарённость как явление.

Предмет нашего исследования: социальная компетентность детей как фактор развития социальной одарённости.

Публикация «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости» размещена в разделах

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление признаков одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по теме опытно - экспериментальной деятельности;

2. подготовить педагогов к работе в инновационном режиме и повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования социальной компетентности и одарённости детей;

3. подобрать диагностические методики для выявления предпосылок социальной одарённости у дошкольников;

способствовать развитию коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении социальной одарённости как общей проблемы исследования особенностей социального поведения одарённых детей, в создании условий для развития социальной одаренности, в том числе коммуникативных способностей у дошкольников.

Цель экспериментальной части: создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности как фактора развития социальной одарённости дошкольников. Исследование осуществляется в три этапа:

Этапы Задачи Деятельность администрации и педагогического коллектива Промежуточные и конечные результаты

Проектировочный, поисково-теоретический

- утвердить документацию, регламентирующую деятельность эксперимента;

-распределить обязанности между участниками эксперимента;

- изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по формированию ключевых компетентностей одарённых детей;

- подобрать диагностические методики для выявления социально – коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста;

- разработать конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей. - приобретение и изучение литературы по вопросам развития одарённости и социальной компетентности;

- разработать проект по теме эксперимента;

-анкетирование педагогов;

- педагогический совет: «Радость творчества – каждому ребёнку»;

- консультация педагога- психолога «творчество как выход из эмоционального сгорания или способы его предотвращения»

- теоретический семинар: «О социальной одаренности и её проявлении у детей»;

- консультация: «Условия формирования социальной компетентности дошкольника»

- проект «Формирование ключевых компетентностей детей как условие развития одарённости»;

- анализ результатов анкетирования;

- пакет диагностических методик для изучения:

- исследование общения детей с взрослыми и сверстниками;

- исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками.

- памятки для педагогов «Принципы работы с одарёнными детьми»

- Цикл занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальный

- провести диагностику для выявления социальной одарённости;

-провести занятия по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста;

- провести повторную диагностику после проведённой работы;

- составить сборник развивающих игр и этюдов по развитию социальных способностей детей дошкольного возраста;

- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах социального развития ребёнка у детей дошкольного возраста; - создание психолого-педагогических условий для проведения эксперимента

-обработка результатов диагностических исследований

- проведение развивающих занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста

- проведение воспитателями развивающих игр и этюдов по развитию социальных способностей детей дошкольного возраста.

- Педагогический совет:

«Оптимизация педагогического процесса с целью развития

социальной одаренности и её проявлении у детей»;

-Консультация для воспитателей «Преобразование развивающей среды в группах для развития социальной одарённости ребёнка

- Оформить буклет - памятку «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей.

-заключение результатов диагностических исследований

- материалы педагогического совета, консультаций, родительского собрания;

-буклет- памятка «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей».

Организация выставок – поделок, созданных родителями совместно с детьми.

Заключительно – обобщающий

-разработать методические рекомендации «Развитие социальной одарённости через формирование коммуникативных способностей детей»

-систематизировать и обобщить результаты экспериментальной деятельности.

-проанализировать итоги реализации эксперимента.

-отследить достижения детей при переходе в школу выявить результативность работы, проанализировать наиболее типичные затруднения и способы их устранения.

- пропаганда и распространение опыта работы пед. коллектива по формированию социально-коммуникативной компетентности детей. -круглый стол для родителей;

-совместные проекты;

-театральные постановки детей;

- создание презентаций о проведённой работе

«Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости.

Изучили литературу.

М. В. Корепанова., Е. В. Харлампова «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М. : Изд. Дом РАО; Баласс;

А. И. Савенков «Детская одарённость и школьное обучение»

И. В. Алексеева, С. Е. Андреенко «Развитие одарённых детей»;

Л. Н. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников»;

Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Психология социальной одарённости»;

Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова «Работа с одарёнными детьми :теория и практика»;

О. В. Пастюк, А. Н. Фролова «Организация Экспериментальной площадки в ДОУ»;

А. Г. Арушанова «Развитие коммуникативных способностей дошкольника»;

Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников»; научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» и др.

Для выявления одаренности в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками. Были подобраны диагностические методики и проведены диагностические исследования детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:

- психологическая комфортность ребенка в группе (В. А. Кореневской);

- тест тревожности (Р. Тэммл, Ь. Дорки);

- методика «Кактус»;

- проективная методика «Рисунок семьи»;

- методика одномоментных срезов (схема наблюдения за общением детей, (Я. Л. Коломинский);

- социометрия межличностных отношений «Четыре домика»;

- уровень социального развития детей (Я. Л. Коломинский).

Уровень сформированной социальной компетенции у дошкольников :

Уровень Начальный этап Заключительный этап

Высокий 20% (5 детей) 40% (10 детей)

Средний 60% (15 детей) 60% (15 детей)

Низкий 20% (5 детей) 0%

Для родителей проводятся индивидуальные консультации, беседы, выступления на родительских собраниях по вопросам воспитания и развития детей с признаками одаренности.

Для развития социальной компетенции с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели проводят специально организованную деятельность по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников. В свободной деятельности с детьми проводятся развивающие игры и упражнения для развития вербального и невербального творческого мышления.

Педагогом – психологом проводятся непосредственно – образовательная деятельность по курсу «Познаю себя», по программе социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста, один раз в неделю. Предполагаемый результат развивающей работы : развитие социальной компетенции, развития коммуникативных навыков, развития чувства самоценности, коррекция имеющихся у детей социально – личностных проблем.

Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребенке его индивидуальных способностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы используем проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одаренности», «Мой мир - театр», «Цветик – семицветик», «Хоровод сказок».

Для всестороннего развития дошкольников в ДОУ организована работа специалистов: музыкального руководителя, хореографа, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и начальному техническому моделированию, учителя логопеда, инструктора физической культуры.

Публикации по теме:

Проблемный семинар для педагогов ДОО «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с ребенком» План семинара № п/п Тема занятия Форма работы 1 Теоретические основы педагогического общения Лекция-диалог 2 Особенности общения воспитателя.

Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский,.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости
Опубликовано: 26 октября 2016 в 06:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД