Получи документы

Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников.

Татьяна Радина
Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников.

Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической

культуры у дошкольников.

Проблема этноэкологического образования является чрезвычайно важной и острой, ибо от ее решения зависит более успешное формирование этноэкологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде каждого человека. Великие мыслители всех народов во все времена обращали особое внимание на гуманные идеи единства человека и природы, почитание ее как чего-то вечного и высшего, сопряжения жизни природы и жизни человека. В процессе культурно-исторического развития люди приспосабливались к разным условиям окружающей среды (климат, ландшафт, экосистемы). В этом смысле этнос представляет собой продукт развития взаимодействия человеческого общества с природой, составную часть биосферы планеты. Из такого толкования вытекает оригинальная концепция, выдвинутая

Публикация «Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников,» размещена в разделах

Л. Н. Гумилевым. Этнос в ней представлен как природно-географическая единица исторического процесса, его развитие сопряжено с определенными природно-географическими условиями среды [6, с. 19]. Для нас эта концепция представляет несомненную ценность, так как в ней последовательно прослеживается идея коэволюции, т. е. совместного развития природы и этнических общностей. Отечественные психологи (С. М. Артюнян, А. Д. Карнышев,

Г. В. Кранашвили, В. Г. Крысько и др.) считают, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируются традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры. В. Г. Крысько определяет национальную культуру как совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемые ею основные способы взаимодействия с природой [37, с. 12].Объективной основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.

Национальное сознание существует на теоретическом и обыденном уровнях. Если теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т. д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности, в отношении к природе [8, с. 78]. Исследователи разных областей современной науки подчеркивают, что экологические объекты ближайшего природного и социоприродного окружения, вызывают у человека глубокие эмоциональные переживания и разнообразные чувства.

Первоначальные представления о необходимости ознакомления подрастающего поколения с особенностями местности своего проживания появились в глубокой древности. Они основывались на народном знании природы края и ее богатств, населения, истории развития отношений человека и природы и их глубокой взаимосвязи. Изучение педагогических исследований позволило обнаружить, что к данной проблеме обращались исследователи зарубежной педагогики Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.

Много сделано Я. А. Коменским в деле обобщения опыта по формированию знаний о родном крае. По его мнению, в дошкольном возрасте детей следует знакомить с местом, где он родился, где живет, что такое деревня, река, долина и т. п. Сюда же он относит и ознакомление детей с названиями трав, цветов, деревьев, птиц, животных.

Ж. Ж. Руссо считал, что ребенок должен воспитываться в постоянном, непосредственном общении с природой. Он первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, важность ее в становлении личности и четко обозначил: природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Ребенок знакомится, прежде всего, с окрестностями той деревни, в которой он живет, «образовательный материал» для детей надо искать в фактах и явлениях окружающей их природы.

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал необходимым «в качестве образовательного средства пользоваться… только природой окружающей детей, …собирая для этого все простые произведения природы» [33, с. 24].

По мысли Ф. Фребеля, небольшие путешествия и отдаленные прогулки должны научить ребенка смотреть на местность, в которой он живет как на нечто цельное, а затем чувствовать и осознавать природу как единое целое. Изучить свою долину, потом соседние, исследовать свой ручеек от истока до устья, подняться на высокие вершины, уяснить себе образование и течение реки, наблюдать на месте продукты гор, долин и равнин, земли и воды, животных и растений в их обычной жизни и жилищах – вот цели прогулок и путешествий. Важно рассматривать животных по их образу жизни (месту и времени). Ф. Фребель высказал мысль о том, что предметы «ближайшей среды», «ближайшего окружения» : сада, огорода, поля, леса и т. д. должны служить объектами для первоначального наблюдения ребенка [39, с. 281].

В отечественной педагогике проблема ознакомления детей с родной природой отражена в работах А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова,

К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского,

Г. Н. Волкова и др.

По мнению А. И. Герцена, «светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине».Н. А. Добролюбов отмечал, что «в первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным …». Постепенно, с усвоением более широких и отвлеченных понятий «детский патриотизм» перерастает в любовь к своему народу, своей стране.

К. Д. Ушинским был обоснован такой важный принцип обучения как родиноведение (отечествоведение). Он считал, что начинать знакомить с Родиной надо с природного окружения, с того места, в котором ребенок живет и рекомендует «взять предметом для чтения … и бесед, насколько это, конечно, возможно, ту местность, которая окружает дитя и то время, когда учение происходит, чтобы впечатления, о которых читается в книге или говорится, … были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным детским опытом и чувством» [43, с. 143]. Е. И. Тихеева, следуя богатым традициям прогрессивной педагогики, опираясь на идею народности, указывала на необходимость сближения детей с природой, так как «точное постижение природы совершается на основе живого наблюдения предметов и явлений в условиях самой природы». Большое наследие в области воспитания детей природой оставил выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский. В книге «Сердце отдаю детям» он дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Г. Н. Волков определял природу как «великий и универсальный фактор воспитания» и отмечал, что в народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Он впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика», определив ее как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. «Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий.» [31, с. 16].

Народные знания о природе накапливались и закреплялись в традиционных ритуалах, обычаях, произведениях материальной культуры и поэтического творчества (сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, народные песни и др.). Так, через сказки, пословицы, загадки передавалась подрастающему поколению масса разносторонних знаний, в том числе и экологического характера: о повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях в неживой природе. Они воспитывали в детях доброту, трудолюбие, чувство ответственности, знакомили с правилами поведения в лесу, на водоеме, передавали весь тот народный опыт, без которого было трудно выжить среди дикой природы; в них отражен весь спектр взаимосвязей между миром природы и миром человека. Таким образом, можно отметить, что взгляды народа на природу являлись первичным источником экологического образования.

Важную роль в этноэкологическом образования сыграли современные исследования. Среди них большое внимание уделено старшим школьникам (Ч. М. Алирзаев, Н. В. Гусакова, О. С. Монгуш, М. А. Якунчев и др.). Данные исследователи считают, что необходимо учитывать в экологическом воспитании локальные экологические проблемы во взаимосвязи с региональными и глобальными.

Особое внимание уделили анализу исследований, посвященных проблеме этноэкологического воспитания детей младшего школьного возраста (И. Г. Агузарова, Н. Ш. Блягоз, Д. Р. Керимова, И. В. Кюнкрикова,

Т. И. Петрова, Н. Э. Якубова и др., так как этот возраст наиболее близкий к дошкольному.

Вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края освещены в работах Л. М. Берман, Н. Н. Лебедевой,

Т. А. Федоровой и др. [29, с. 44].

Итак, познание природы родного края, местных традиций и обычаев становится первым шагом к формированию ценностных отношений к природе, следовательно, и началом развития этноэкологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Поэтому полагаем, что неотъемлемым источником этноэкологического образования должна быть именно природа, окружающая каждого человека, и исторически сложившиеся традиции и обычаи отношения народа к природе. Во всех вышеперечисленных исследованиях отмечается, что необходимо введение краеведческого принципа и этнического компонента в содержание экологического образования.

Публикации по теме:

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» на тему «Кто со спортом дружит, никогда не тужит» Тема: «Кто со спортом дружит, никогда не тужит» Форма проведения: Семейный клуб «Здоровей – ка!» Аудитория: дети и родители старшей группы.

Консультация «Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников» Овладение родным языком является одним из самых необходимых приобретений дошкольника. Психологи называют этот период сенситивным для развития.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей» Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии,.

Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в современном ДОУ Проблема воспитания гендерной культуры у дошкольников в совреиенном ДОУ. Бизимова Е. В. ,педагог-психолог высшей категории МБДОУ г. Иркутска.

Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет Слайд 1. Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Психолого – педагогические и физиологические особенности развития детей 4 - 5лет».

Психолого-педагогические основы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Психолого-педагогические рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки дошкольников Рекомендации родителям: 1. Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не скупитесь на проявление любви и нежности. Чаще используйте телесный контакт,.

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения Попова А. В. МБДОУ «Детский сад № 56 «Гусельки», г. Тамбов, nutapopova@yandex.ru В настоящее время во многих образовательных учреждениях.

Консультация для воспитателей «Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы воспитания этноэкологической культуры у дошкольников.
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 21:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД