МААМ-картинки

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста

Анна Ерохина
Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста

Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.

Американский психолог Глен Доман доказал, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, и потому чем раньше начать целенаправленную, систематическую работу с детьми, тем больше ребнок накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.

Публикация «Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Период раннего детства имеет ряд качественных психических особенностей. Социальная ситуация развития ребенка данного возраста представлена формулой: «ребенок -предмет -взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество.

Ведущей деятельностью дошкольника раннего возраста является предметно-манипулятивная деятельность. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми.

Основываясь на ведущей деятельности данного возрастного периода, ведущим направлением работы с детьми раннего возраста является развитие сенсорики. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Основная задача сенсорного воспитания ребенка 2-3 года - научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

В тесной взаимосвязи с чувственным опытом ребенка находится речевое и познавательное развитие.

В ходе совместной деятельности со взрослым продолжает развиваться и понимание речи : слово определяется ситуацией и приобретает самостоятельное значение. Кроме того, количество понимаемых слов значительно возрастает.

К 2 годам словарный запас ребенка составляет около 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже от 1500 и более слов, ребенок пытается строить сложноподчиненные предложения, использует основные части речи. В целом речевая сфера дошкольников раннего возраста характеризуется стремительным развитием.

Речевое развитие ребенка находится в непосредственной связи с познавательным развитием : чем интенсивнее развитие речи у ребенка раннего возраста, тем выше уровень развитие познавательной сферы дошкольника.

Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, в связи с этим он, не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

Мышление у ребенка раннего возраст - наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Важная роль для развития ребенка раннего возраста отводится игре, несмотря на то, что она не является ведущим видом деятельности. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В период раннего возраста игра носит предметный характер. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.

На третьем году жизни ребенок широко использует действия с предметами-заместителями и начинает стремиться к реализации игровой цели. Игровые действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает ее в кровать. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Важно, что возникновение игровых целей возможно только в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.

По мере усложнения игровых действий происходит и усложнение сюжета игры. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сме-няющихся ситуациях. Например, девочка готовит обед, кормит дочку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. И уже к концу третьего года жизни в играх детей наблюдаются такие сюжеты, в которых наряду с набором действий существуют и некоторые отношения между персонажами. Развиваются взаимоотношения детей в игре. Происходит становление их игрового взаимодействия.

Так, уже на третьем году жизни складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться на протяжении всего дошкольного детства.

Таким образом, основополагающими направлениями развития ребенка раннего возраста являются : познавательное развитие, речевое развитие и сенсорное развитие, которые способствуют формированию у ребенка следующие психологические новообразования :

самооценки;

наглядно-действенного мышления;

узнавание с воспроизведением;

развитие активной речи;

непроизвольного внимания;

становление Я-концепции (Я – сам).

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Публикации по теме:

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

«Проблема сенсорного развития детей раннего возраста в исследованиях педагогов и психологов» В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Значение сенсорного.

Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория» Доклад:»Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория. Воспитатель ГБУ РК «Санатория для детей и детей с родителями.

Фотоотчёт «Морские обитатели» Организация сенсорного развития для детей раннего возрастаФотоотчёт «Морские обитатели» Организация сенсорного развития для детей раннего возраста енсорное развитие - является важным этапом умственного, целенаправленного развития ощущений и восприятий ребенка. Познание окружающего.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности.

Особенности развития детей раннего возраста Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет. В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста Разработка проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста привела нас к необходимости выявления и обоснования педагогических.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возрастаДидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Раннее детство - особый период становления органов, систем и,.

Экспресс-карточки для сенсорного развития детей раннего возрастаЭкспресс-карточки для сенсорного развития детей раннего возраста Как известно, дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Ребенок, переступив порог детского сада знакомится с предметами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 21:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД