Получи документы

Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ

Марина Леонидовна Кочетова
Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ

Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников.

Согласно Л. С. Выготскому, основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Наибольшую потребность ребенок испытывает в познании окружающего мира: мира вещей, мира природы, мира людей. Источником движущих сил развития личности в познании окружающего мира являются противоречия между потребностями ребенка и его возможностями, между мотивационно-потребностной и операционно-технической сторонами его личности, между знанием и незнанием. Стремясь удовлетворить свои потребности, ребенок ищет пути познания, пытается овладеть способами деятельности. Удовлетворяя потребность в познании окружающей действительности, разрешая возникающие противоречия (жизненные проблемы, ребенок развивает в себе познавательную активность, стремиться вновь и вновь к новому познанию. Основные формы организации удовлетворения потребностей ребенка в дошкольном возрасте – это наблюдение и экспериментирование, на особую роль, которых выдвигает положение о двух путях формирования представлений: «Первый путь – это формирование представлений в процессе восприятия предметов, но без практического преобразования. Второй путь – формирование детских представлений в процессе практической, преобразующей деятельности самих детей». Второй путь, по мнению Н. Н. Поддъякова, значительно продуктивнее.

Публикация «Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ» размещена в разделах

Стремление к познанию окружающее мира, поиску и реализация себя в процессе этого познания, следует рассматривать как «врожденную мотивационную тенденцию» (В. Франкл). Присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсюда следует, что истоки реализации человека заложены в биологической природе, в его развитии, в виде наследственных механизмов, природных предпосылок, заданных от рождения интуицией. Человек наделен интуицией самодвижения, потенциалами к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, он способен к саморазвитию и самоуправлению.

Анализ проблемы развития исследовательской деятельности в психолого-педагогической литературе, знакомство с педагогическими идеями по характеристике сущности понятия «исследовательская деятельность» и его развитие в процессе познания ребенком-дошкольником окружающей действительности позволили сделать следующие выводы:

1. Ребенок представляет собой природное существо, способное к саморазвитию, обладающее естественными задатками, внутренними стимулами и силами развития интересов. Это развитие представляет собой открытую и объективно, закономерно взаимодействующую систему: внутренний потенциал ребенка и окружающая его действительность;

2. Исследовательская деятельность находится в прямой зависимости от окружающей его среды и не может развиваться внесоциально обусловленного удовлетворения индивидуальных потребностей. Общественные зависимости, отношения, образующиеся в процессе познания ребенком окружающей действительности, являются питательной средой развития исследовательской деятельности. От богатства впечатлений, позитивных взаимоотношений личности ребенка с социальным окружением зависит ее богатство, а также возможность превратить потенциальные возможности личности в разносторонние творческие способности;

3. Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке: любопытство – любознательность, связанная с исследовательской деятельностью – исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.

Это позволяет нам уже на этом этапе исследования предположить, что одним из эффективных средств развития исследовательской деятельности в совместной деятельности будет специально смоделированный, целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к исследовательской деятельности, от его развития к саморазвитию на основе рефлексии и субъект – субъектного взаимодействия взрослого и ребенка.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной

позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей : развивающиеся возможности мышления,становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников сокружающим миром, становление элементарного планирования ипрогнозирования.

Все это создает основу для развития исследовательских уменийстаршего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности

Публикации по теме:

«Результаты использования метода проекта в работе с родителями» Тема: «Результаты использования метода проектов в работе с родителями» Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам.

Особенности использования метода проектов в дошкольной практике Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное.

Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста. Ж. Ж. Руссо дал теоретическое обоснование.

Фестиваль «Калейдоскоп экологических проектов». Опыт использования проектного метода в ДОУ. Положение о фестивале «Калейдоскоп экологических проектов» Фестиваль проводится с целью развития проектной деятельности в МБДОУ №34, повышения.

Консультация для педагогов Тема: «Системно — деятельностный подход в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС до» .

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста» Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными.

Мастер-класс «Использование метода «Sand-art» в дошкольном образовании» Тема: «Использование метода «Sand – art» в дошкольном образовании» Педагог- мастер: Молочаева Елизавета Сергеевна Место проведения: МКДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении,.

Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 09:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД