Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Юлия Луцик
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья : увеличивается доступность образовательных услуг для детей с нарушениями развития, появляются службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных организациях, обсуждаются проблемы и принимаются постановления об интеграции.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации. Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Одной из целей Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования. Прежде всего, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей в большей степени необходимы социализация, забота и любовь.

В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности полного дня с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом, и 1 группа кратковременного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями развития. Всего такие группы посещают 26 детей.

Работа данных групп строится на основании следующих нормативно правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, детский сад «Ёлочка»;

6. Положение о группе кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Поступающие к нам дети имеют различные нарушения: детский церебральный паралич, синдром раннего детского аутизма, синдром Дауна, задержка психического развития, задержка психоречевого развития.

Основным направлением в работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности.

Психолого – педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности направленная на создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения :

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

За время работы групп компенсирующей направленности в нашем ДОУ создана система психолого – педагогического сопровождения, которая предусматривает взаимодействие воспитателей компенсирующих групп и узких специалистов: учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании заключения городской психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на программу дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью, авторы: Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина.

Развивающая среда детского сада, групп, кабинетов узких специалистов, музыкального зала, физкультурного/тренажёрного зала, зимнего сада, сенсорной комнаты, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей с ОВЗ.

Большой интерес у детей данной категории вызывает зимний сад и сенсорная комната. В зимнем саду размещены, комнатные растения, песочница, бассейн с фонтаном, аквариум с рыбками, морская свинка, черепаха, волнистые попугаи. В нем дети с удовольствием наблюдают за жизнью животных, рыб, растений, учатся ухаживать за ними. Для этого имеется необходимый инвентарь, природный материал, дидактические игры и игрушки для ознакомления детей с природой. Дети играют с песком и водой даже зимой, что способствует профилактики и коррекции психических состояний, общему развитию, обогащению эмоционального опыта.

В сенсорной комнате дети с удовольствием играют в сухом бассейне, с сенсорными панно, рисуют песком на световом столе. Богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей с ограничен-ными возможностями и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

В нашем дошкольном учреждении проводятся и совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития это спортивные развлечения, праздники, театрализованные представления, экскурсии. Привлекаем детей к участию в конкурсах. В конкурсе театрализованных представлений в ДОУ дети компенсирующей группы заняли призовое место за драматизацию русской народной сказки «Курочка Ряба». В спортивных соревнованиях, которые проходили внутри детского сада «Фестиваль подвижных игр – почетное 2-е место. Воспитанники нашего детского сада компенсирующих групп принимали участие в городском фестивале художественного творчества «Радуга». Дети вышли победителями и получили 2 грамоты за 1-е место в номинации «Вокальное исполнение» и благодарности в номинации «Художественное творчество».

Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.

Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе .

Консультация «Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» Аннотация: в статье рассматриваются основные направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: дети с ограниченными.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников» ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС» Оценка результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 марта 2018 в 07:48
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД