Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Анастасия Сашинская
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной на протяжении многих лет. Педагогами и психологами внедряются новые формы и методы работы с данной категорией лиц. Не остались в стороне от проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, и специалисты «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство». Уже в течение трех лет здесь функционирует консультативно-методический центр для родителей детей-инвалидов «Парус».

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов» размещена в разделах

На начальных этапах приоритетным направлением работы было педагогическое сопровождение семьи с ребенком-инвалидом раннего возраста. Для детей проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия, праздники, развлечения, организовывались экскурсии и выставки детско-родительского творчества. Однако проведенное нами анкетирование родителей показало, что данных направлений недостаточно. В анкетировании участвовали семьи, обратившиеся на ПМПК в 2010 году. Всего было опрошено 128 семей, воспитывающих детей-инвалидов, раннего и дошкольного возраста. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи.

- Слабую налаженность инфраструктуры отмечают 27% опрошенных семей. Прежде всего, это касается инвалидов-колясочников. Причем чем старше ребенок – тем сложнее становится его транспортировка.

- 84% опрошенных отмечают неготовность дошкольных учреждений к инклюзивному образованию. Как правило, это касается детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, выраженными интеллектуальными отклонениями (особенно в сочетании с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

- Недостаточное количество специализированных учреждений отмечают 76% опрошенных семей. В своем большинстве это удаленные от центра районы.

– 65% родителей не готовы отдать ребенка-дошкольника в специализированное учреждение интернатного типа, т. к. оно находится далеко от места проживания семьи

- Неготовность социума к принятию ребенка-инвалида отмечают 34% опрошенных. Прежде всего, это касается умственно отсталых детей, детей с генетическими заболеваниями, тяжелыми формами ДЦП и сочетанными нарушениями

– 89% опрошенных отмечают озлобленность, трудности саморегуляции, периоды ярко выраженной депрессии и другие формы деформации личности родителей, которые сказываются взаимоотношениях между членами семьи

- Низкий уровень компетентности родителей. 60% родителей считает, что им не хватает педагогических, медицинских и/или юридических знаний

- 49% родителей отмечает, что в удаленных от центра районах сложно получить специализированную помощь логопеда, дефектолога и психолога

Таким образом, мы видим, что семья, воспитывающая ребенка-инвалида, находится в своеобразном замкнутом круге. Конечно, мы не можем решить все перечисленные проблемы. Однако мы можем помочь родителям вырваться из этого круга, уменьшить остроту проблем, способствовать социализации семьи ребенка-инвалида в обществе. В этом заключается основная цель организации консультативно-методического центра «Парус».

Достижение данной цели осуществляется через повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ, ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений; коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций, развитие коммуникативного поведения и обучение навыкам саморегуляции родителей детей-инвалидов.

В настоящее время консультативно-методический центр оказывает помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов от 0 до 18 лет. Среди основных направлений работы можно выделить психологическую поддержку семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Оба направления представлены индивидуальными и групповыми формами работы. Рассмотрим некоторые из них.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми. Могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые занятия проводятся еженедельно малыми группами (по 3-4 человека). Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов. Занятия проводят одновременно два специалиста – учитель-логопед и учитель-дефектолог. Развивающий материал занятия строго дозирован и индивидуален для детей конкретной группы. Обязательное условие – присутствие и помощь родителей, т. к. данная форма работы позволяет наглядно продемонстрировать родителям тонкости коррекционной работы с детьми, обучить приемам активизации ребенка-инвалида в домашних условиях.

Информационно-практические занятия с элементами тренинга направлены на активизацию родителей в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Планирование осуществляется по результатам анкетирования родителей в начале учебного года. Занятия с родителями проводятся специалистами Центральной ПМПК один раз в месяц. Каждое информационно-практическое занятие включает в себя следующие этапы:

Установка на занятие – участники группы под руководством педагога-психолога приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.

Теоретическая часть – вместе с приглашенным специалистом идет обсуждение определенной проблемы в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения.

Практическая часть – в ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» отрабатываются некоторые практические приемы коррекции и развития детей с ОВЗ с учетом темы занятия.

Подведение итогов занятия – рефлексия собственных впечатлений.

Кроме того, родители детей-инвалидов могут получить индивидуальную квалифицированную консультацию у специалистов Центра «Детство» :

Учитель-логопед оценивает уровень развития речи у ребенка, консультирует родителей об индивидуальных особенностях его речевого развития, продумывает систему коррекционной работы.

Учитель-дефектолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций у ребенка, обучает родителей оптимальным способам развития когнитивной сферы, проводит коррекцию познавательной активности ребенка.

Педагог-психолог изучает индивидуально-личностные особенности развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания и взаимодействия в системе «родитель-ребенок», определяет основные направления психологической помощи.

Невролог, детский психиатр оценивают наличие у ребенка неврологических, психических, интеллектуальных нарушений, их влияние на имеющиеся у него проблемы в развитии, при необходимости назначают дополнительное обследование и лечение.

Выставки детско-родительского творчества. Совместное творчество детей и родителей способствует не только развитию творческих способностей у детей, но и сплачивает семью. В Центре «Детство» регулярно оформляется стенд «Радуга», где выставляются тематические работы детей и родителей.

Способствуют сплочению детей и родителей и совместные праздники, развлечения, экскурсии. Кроме того общение родителей друг с другом в неформальной обстановке позволяет им обмениваться опытом семейного воспитания, не замыкаться в проблеме детской инвалидности. В последнее время широкое распространение принимает такая форма взаимодействия с семьей, как домашнее визитирование. Специалисты лаборатории ранней помощи посещают семьи с детьми инвалидами, в домашней обстановке обсуждает с родителями потребности ребенка. Играя с малышом, они определяют зону его ближайшего развития и составляют коррекционно-развивающую программу на ближайшее время. Специалисты дают рекомендации по поводу того, как лучше организовать игровое пространство, как встроить процесс обучения тем или иным навыкам в повседневную жизнь.

Сопровождение семей с детьми-инвалидами можно условно разделить на 3 этапа: поддержка, обучение и консультирование. Как мы видим наибольший объем работы выпадает на период раннего и младшего дошкольного возраста.

- Психолого-педагогическая поддержка семьи подразумевает определение структуры дефекта, обозначение основных направлений коррекционной работы, психологическую подготовку родителей к принятию инвалидности ребенка. Как правило, это происходит в первые годы жизни ребенка.

- Обучение родителей оптимальным способам взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений формирует адекватное восприятие проблемы детской инвалидности. В большинстве случаев это семьи с ребенком-инвалидом дошкольного возраста.

- Этап консультирования является завершающим этапом в системе сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Как правило, это семьи, где дети достигли школьного возраста, для которых определен дальнейший образовательный маршрут.

Таким образом, подобная организация системы сопровождения позволяет дозировать психолого-педагогическую помощь с учетом актуальных проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Опыт практической работы свидетельствует о формировании положительных установок в сознании родителей, гармонизации взаимоотношений между матерью и ребенком, оптимизации социальных контактов семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе .

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль.

Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников» ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС» Оценка результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов
Опубликовано: 15 марта 2018 в 14:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД