Путешествие в «Грибное царство». Конспект занятия в подготовительной группе

Ирина Мынэскурта
Путешествие в «Грибное царство». Конспект занятия в подготовительной группе

Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширять у детей знания и представления о грибах (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка). Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Материал: иллюстрации или муляжи грибов, грибница вешенки, карточки М. Монтессори из серии «Чудесные преображения».

Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение:

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с берёзы золотистой пчёлкой

Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

- Дети, какие приметы осени вы знаете? (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают)

- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему? (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб.)

- А я вас приглашаю в лес за грибами! Солнце – отец цветам, тень – мать грибам… Грибы – это странные дети мира растений. У них нет ни зелёных листьев, ни душистых цветов, ни плодов, ни семян. Да и по виду не очень-то похож грибок на остальные растения. Но, оказывается, растение-невидимка живёт под землёй и называется «грибница-мицелий» (показ грибницы). Она похожа на войлочное гнёздышко и состоит из огромного числа густо переплетённых нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами, они снабжают влагой корни. На них сначала образуются небольшие вздутия-узелки, а из них в тёплую влажную ночь вырастает поколение плодов, которое мы называем грибами (Одновременно рассматриваем карточки.)

После дождя лунной летней ночью можно подсмотреть лесную тайну – как грибы растут. Нужно всего три часа, чтобы малыш-грибок показался из-под земли. Сначала растёт ножка, а потом и шляпка начинает увеличиваться в размерах. Но век грибов недолог – всего 10 дней, а в жару и того меньше.

Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе.

Ребёнок в шапочке гриба загадывает:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы (боровик)

- Верно, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка, а ещё его называют белым грибом. Почему? (Потому что мякоть этих грибов не темнеет ни при варке, ни при сушке.)

- А вот и другой гриб.

Ребёнок загадывает загадку:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

- Почему его так называют? (Потому что чаще всего он растет под осиной.)

- Расскажите, что вы знаете об этом грибе. (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)

- Посмотрите, вот ещё грибок. Гриб загадывает загадку:

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

- Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же их различить? (На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым.)

- А вот пенёк, на нём сразу несколько грибов, целая семейка.

Девочки в шапочках читают загадку:

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу. (опенки)

- Какие бывают опята? (Летние и осенние.)

- Где они обычно растут? (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.)

- Вот как много грибов мы собрали. Давайте с ними споём и станцуем.

(Исполняется хоровод «Здравствуй, лето». Воспитатель приглашает детей сесть.)

- Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть.

- Ребята, о каких грибах мы сейчас говорили? (О съедобных.)

- А какие грибы ещё есть в лесу? (Несъедобные или ядовитые.)

- Отгадайте, как называется самый ядовитый гриб?

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки… (мухомор)

- А почему его так называют? (Потому что он содержит мушиный яд, убивающий мух, тараканов, клопов, они от него падают замертво.)

- Хотя мухомор для человека ядовит и опасен, всё же не стоит сбивать шляпки мухоморов и топтать грибы ногами. Ведь мухоморами лечатся некоторые звери и птицы. Захворавший лось заходит в ельник, находит среди ёлочек мухоморы и проглатывает их целиком. Мухоморы – лосиное лекарство!

- А какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок.)

- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Как определить, какие грибы вы собрали? Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет.

- А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (Варить, жарить, сушить, мариновать, солить.)

- Молодцы, вот как много нового и интересного мы сегодня с вами узнали.

Используемая литература:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в подготовительной группе – познавательное развитие».

2. Учимся по методике Марии Монтессори. «Чудеса преображения «В лесу и на дворе»».

Публикации по теме:

Проект «Шляпки: из прошлого в будущее» в подготовительной к школе группеПроект «Шляпки: из прошлого в будущее» в подготовительной к школе группе Проект «Шляпки из прошлого в будущее» в подготовительной к школе группе. Основные задачи проекта: • Вызвать интерес к окружающему миру,.

Презентация. Тема: «Цветы. Какие они?» Цветы — это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы — это радость, цветы — это повод улыбнуться, повод задуматься о прекрасном и конечно.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Грибы
  • Учимся считать
Автор публикации:
Путешествие в «Грибное царство». Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 11:21
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...