МААМ-картинки

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе

Татьяна Паневина
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

( РАЗДЕЛЫ: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ», «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»)

Н. А. ФЕДОСОВОЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ № 2 «РАДУГА»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования, Кружок „Абвгдейка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Рабочая программа дополнительного образования для кружка «АБВГДЕЙКА»

в подготовки детей 6-7 лет к школе разработана на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа направлена на развитие будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; --- развитие умений действовать по правилам.

Основные принципы построения программы :

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

-развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;

Программа состоит из следующих разделов:

- «Математические ступеньки»;

- «Развитие речи»

Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Раздел «Развитие речи» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Раздел ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе,

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Основные положения программы :

- подготовка к школе носит развивающий характер;

- не допускает дублирования программ первого класса;

- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

- обеспечивает формирование ценностных установок;

- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

- инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Ребё нок знает и умеет:

К семи годам ребенок знает и умеет:

Раздел «Математические ступеньки»

- Ориентироваться на листе бумаги, на плоскости. и в пространстве.

- Определять взаимное расположение предметов.

- Сравнивать предметы по величине, используя практические действия, упорядочивать их.

- Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

- Сравнивать количество предметов в группах.

- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом.

- Объяснять конкретный смысл действий: сложение и вычитание.

- Различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в окружающем мире.

- Воспринимать учебно – познавательную задачу и способы ее решения.

- Проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).

Раздел «Развитие речи»

- буквы русского алфавита;

- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами

- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта

- пересказывать простые сказки;

- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых

предложений

- заучивать стихотворения

- понимать и выполнять учебную задачу

- формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Содержательный раздел

1. Психолого – педагогические условия

реализации Программы

Особенности программы

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие

звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).

В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми

- Дидактические игры

- Фонематические упражнения

- Работа с текстами

- Театрализация

- Рисование

Способы и направления поддержки детской инициативы

Технология проведения:

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Основные применяемые технологии:

- Система развивающего обучения

- Здоровье сберегающие технологии

- Компьютерные (новые информационные) технологии

- Личностно-ориентированное обучение

Структура организованной образовательной деятельности детей :

Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

2. Содержание

психолого – педагогической работы

Раздел «Речевое развитие»

Содержание раздела позволяет организовать работу по трё м направлениям:

-речевое общение;

-подготовка к чтению;

-подготовка к письму.

Речевое общение. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Речевое общение.

Роль развитого речевого слуха (способности отчетливо произносить все звуки в словах, понимать и воспроизводить мелодику слова и интонационную окраску предложений в устной речи) для овладения правилами письма и чтения. Умение свободно общаться – основа взаимодействия и взаимопонимания людей.

Речь устная, диалогическая, моно

Развитие и совершенствование устной речи.

- Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.

- Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

- Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.

- Формирование правильного понимания переносного значения слов.

- Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.

- Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

- Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.

- Развитие диалогической и монологической речи.

- Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.

- Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.

- Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

- Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.

- Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.

- Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

- Рассказ по картине: описание изображенного на картине.

- Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.

Подготовка к обучению чтению.

- Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.

- Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.

- Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.

- Выделение звуков в начале, конце и середине слова.

Подготовка к обучению письму

- Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради. - Обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке, перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др., геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Организационный раздел

1. Режим и формы реализации Программы

Условия реализации Программы :

Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.

Название кружка «АБВГДЕЙКА». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате, музыкальном зале с наполняемостью до 15 детей.

Организация реализации Программы :

Руководитель кружка – воспитатель Паневина Т. С.

Список детей, посещающих кружок «АБВГДЕЙКА»

Сроки и время:

Срок реализации Программы – 1 год.

Кружок «АБВГДЕЙКА» организуется и проводится:

- 4-5 раз в месяц;

- 1 раз в неделю;

- день недели – четверг;

- продолжительность – 25 минут.

Формы реализации Программы :

Кружковая деятельность проводится в форме:

- игровых упражнений;

- системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами;

- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

2. Особенности организации

предметно – пространственной среды

кружка «АБВГДЕЙКА»

Образовательная область «Социаально – личностное развитие»

Центр «Игровая деятельность»

В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие звуко - буквенного анализа, плакаты с буквами и алфавитом.

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр «Словеснаая игралочка»

Здесь размещаются магнитная азбука, касса букв и слогов,таблицы и схемы звуко – буквенного анализа.

Центр «Приобщение к художественной литературе»

Здесь размещаются детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр «Изобразительная деятельность»

Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Азбука», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».

3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

Обрудоваание кружковой деятельности :

- карточки с печатными заглавными и прописными буквами;

- касса букв и слогов;

- наборное полотно;

- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;

- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы

- карточки и схемы составления предложений;

- магнитная азбука;

- символические обозначения звуков.

Методическое обеспечение кружковой деятельности :

- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»

Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

- Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

- Рабочая тетрадь «Запоминаю буквы». Е. В. Колесникова. Москва.

«Ювента» 2009г.

- Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

- Практическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия

развития». 2009г.

- Практическое пособие «Буквы в раскрасках». Е. В. Соловьева. Москва

«Просвещение» 2010г.

- Практическое пособие «Учимся читать».». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования (кружок) «В гостях у Гномика» (подготовка руки к письму) Пояснительная записка Программа «В гостях у Гномика» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Рабочая программа дополнительного образования для детей «Веселая палитра» В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание.

Рабочая программа дополнительного образования «Грамотейка». Речевое направление Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №35» Дополнительная общеразвивающая.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновые чудеса» для детей старшей группы Пояснительная записка Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Рабочая программа дополнительного образования в рамках экологического кружка «Путешествие с комнатными растениями» Содержание 1. Пояснительная записка… 2. Цель … 3. Задачи деятельности ….

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Степ аэробика для дошколят (рабочая программа дополнительного образования) Введение Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 17 июня 2017 в 21:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД