Рабочая программа дополнительного образования кружка «Умелые руки» на 2012–2015 учебный год с детьми 4–7 лет

Оксана Белова
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Умелые руки» на 2012–2015 учебный год с детьми 4–7 лет

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно – тематический план.

3. Перспективно – тематический план.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

5. Работа с родителями.

6. Работа с педагогами.

7. Список используемой литературы.

Приложения к программе:

- Конспекты НОД

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой. По опросам родителей (анкетирование) стало понятно, что они тоже заинтересованы, чтобы их дети занимались у меня в кружке и овладели навыками работы с бумагой.

Актуальность: Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.

4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.

6. Развивать творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Принципы реализации программы:

1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.

2. Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого, к сложному).

3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.

4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.

5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.

Отличительной особенностью программы «Умелые руки» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми дошкольного возраста 4— 7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по ручному труду для МДОУ с учетом обновления содержания по программе «Творчество детей в работе с различными материалами» Е. К. Брыкиной.

Режим проведения: один раз в неделю во второй половину дня. Продолжительность НОД: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество НОД в год – 36.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Дети должны иметь представление:

- о искусстве оригами;

- о разнообразии видов бумаги;

- о различных приёмах работы с бумагой.

Дети должны знать:

- основные базовые формы техники оригами;

- свойства бумаги.

Дети должны уметь:

- следовать устным инструкциям педагога;

- создавать различные изделия из разного вида бумаги;

- создавать коллективные композиции;

- выбирать бумагу для работы;

- дополнять поделку различными деталями;

- аккуратно работать с ножницами, клеем.

Средняя группа

• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

• Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

• Научатся видеть необычное в обычных предметах

• Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

• Разовьется поисковая деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду.

• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: промежуточный – в сентябре, итоговый – в мае.

Формы подведения итогов

- Изготовление альбома детских работ.

- Проведение выставок детских работ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(средняя группа)

№ п/п РАЗДЕЛ Количество

НОД

1. Вводное «Знакомство со свойствами бумаги» 1 (теоретическое)

2. Волшебные полоски 4 (практическое)

3. Рваная бумага 3 (практическое)

4. Мятая бумага 2 (практическое)

5. Оригами 10 (практическое)

6. Объёмная аппликация 10 (практическое)

7. Игры с бумагой 5 (практическое)

8. Итоговое. Викторина «Что, где, когда?» 1 (теоретическое)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(старшая группа)

№ п/п РАЗДЕЛ Количество

НОД

1. Вводное. «Волшебные свойства бумаги»1 (теоретическое)

2. Мозаика из бумаги 4 (практическое)

3. Объёмная аппликация4 (практическое)

4. Обрывная аппликация 4 (практическое)

5. Аппликация из салфеток 3 (практическое)

6. Аппликация из ваты и бумаги 4 (практическое)

7. Аппликация из петелек 3 (практическое)

8. Мятая бумага 3 (практическое)

9. Поделки из цилиндров 3 (практическое)

10. Аппликация в технике обрыва 4 (практическое)

11. Оригами 4 (практическое)

Методическое обеспечение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

(подготовительная подгруппа)

№ п/п РАЗДЕЛ Количество

НОД

1. Вводное «Что такое оригами» 1 (теоретическое)

2. Оригами 34 (практическое)

3. Итоговое. Оформление альбома 1 (практическое)

Форма работы: тематическая совместная деятельность.

Методы работы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный (рассматривание иллюстраций, показ выполненных педагогом работ;

- практический.

Уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Материал для работы с детьми

1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

2. Цветной картон (однослойный и многослойный).

3. Фломастеры, маркеры, карандаши.

4. Вата.

5. Пух. Перья.

6. Обертки от конфет и шоколада.

7. Цветные иллюстрации.

8. Клей. Кисти.

Инструменты для работы

1. Ножницы.

2. Линейка.

3. Клей.

4. Кисти.

5. Салфетки.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

Работай за своим рабочим местом.

• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

• Нельзя брать в рот мелкие детали.

• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

• При работе не держи ножницы концами вверх.

• При вырезывании деталей поворачивай бумагу.

• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

• Не работай ножницами с ослабленным креплением.

• Береги инструменты, экономь материалы.

• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Список используемой литературы

1. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для дошкольников. – СПб.: Детство – пресс; 2008.

2. Художественная аппликация и узоры из бумаги.: БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.

3. О. Щеглова. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов на Дону: Издательство дом «Владис», М.: Издательский дом «Рипол Классик»; 2007.

4. Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различными материалом. – М.: Педагогическое общество России; 1998.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Материал для электронного портфолио воспитателя Результативность участия воспитателя Ваниной Е В в конкурсных мероприятиях, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Умелые руки» на 2012–2015 учебный год с детьми 4–7 лет
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 19:30
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...