МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Светлана Якушева
Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области

Программа дополнительного образования

«Разноцветная фантазия»

для работы с детьми младшего дошкольного возраста

(один год обучения в ДОУ)

Составитель: воспитатель

Якушева С. А.

Шебекино 2017 г.

Содержание

I.Целевой раздел

Пояснительная записка…. 3

1.1. Цели, задачи, принципы и подходы реализации Программы…. 4

Публикация «Программа дополнительного образования „Разноцветная фантазия“ для работы с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1.2. Художественно-эстетическая деятельность детей младшего дошкольного возраста….5

1.3. Планируемые результаты освоения Программы ….7

II.Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план ….8

2.2. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе…. 9

III.Организационный раздел

3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания…. …. 16

Список используемой литературы…. 17

I.Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Новизна дополнительной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой создания предметов творческой деятельности. Она является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования и определяет содержание и организацию непосредственной образовательной деятельности в области художественно - эстетического развития, направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

1.1. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Разноцветная фантазия»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Дидактические принципы построения и реализации программы.

Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса

• Принцип культуросообразности

• Принцип сезонности

• Принцип систематичности и последовательности

• Принцип цикличности

• Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса

• Принцип развивающего характера

• Принцип природосообразности

• Принцип интереса

Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности

• Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом

• Принцип культурного обогащения

• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности

• Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности

• Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

• Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта

• Принцип организации тематического пространства

• Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа

• Принцип естественной радости

В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества

3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Режим работы кружка

Название

День недели Время

«Разноцветная фантазия»

понедельник 15.55-16.10

1.2. Художественно-эстетическая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет:

- Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры. - Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщнной трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров. - Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ». - Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

- Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжлые тучи», «Веслый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.). - Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленнно, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов). - Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и примов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. - Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: - отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами - сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями ( например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); - продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы; - продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы; - переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.

Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.

В непосредственно – образовательной деятельности дети :

- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;

- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;

- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;

- получают навыки создания художественных образов;

- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.

В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.

Формы работы : непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.

Форма подведения итогов реализации дополнительной программы

• Выставки детских работ.

• Изготовление коллективных работ и их презентация.

• Проведение итогового занятия.

II.Содержательный раздел.

2.1. Учебно-тематический план

№ занятия Дата Наименование разделов и тем Количество

часов

1

2

3

4 06.11.17

13.11.17

20.11.17

27.11.17

Лепка: «Мой веселый звонкий мяч»

Аппликация: «Шарики воздушные, ветерку послушные»

Аппликация: «Яблоко с листочком»

Лепка: «Ягодки на тарелочке» 4

5

6

7

8 04.12.17

11.12.17

18.12.17

25.12. 17 Рисование: «Вьюга - завирюха»

Лепка из соленого теста: «Новогодние игрушки»

Рисование: «Праздничная ёлочка»

Аппликация: «Праздничная елочка» 4

9

10

11 15.01.18

22.01.18

29.01. 18 Лепка из соленого теста: «Я пеку, пеку, пеку…»

Аппликация: «Бублики - баранки»

Рисование: «Колобок покатился по дорожке» 3

12

13

14

15 05.02.18

12.02.18

19.02.18

26.02. 18 Аппликация: «За синими морями, за высокими горами»

Лепка: «Баю – бай, засыпай»

Аппликация из фантиков : «Лоскутное одеяло»

Рисование: «Большая стирка» 4

16

17

18

19 05.03.18

12.03.18

19.03.18

26.03. 18 Рисование: «Цветок для мамочки»

Лепка: «Сосульки»

Аппликация: «Букет цветов»

Лепка: «Неваляшка» 4

20

21

22

23

24 02.04.18

09.04.18

16.04.18

23.04.18

30.04. 18 Аппликация с элементами рисования: «Ручеек и кораблик»

Лепка: «Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь)

Рисование и аппликация: «Почки и листочки»

Лепка: «Птенчики в гнездышке»

Аппликация: «Флажки» 5

25

26

27

28

07.05.18

14.05.18

21.05.18

28.05.18

Рисование: «Флажки»

Рисование: «Цыплята и одуванчики»

Аппликация: «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»

Рисование ватными палочками: «Ягодка за ягодкой» (на кустиках). 4

2.2. Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе.

№ занятия Вид деятельности Тема занятия Содержание Литература

1 Лепка предметная «Мой веселый звонкий мяч» Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки. 2 (16)

2 Аппликация с элементами рисования «Шарики воздушные, ветерку послушные» Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма. 2 (20)

3 Аппликация «Яблоко с листочком» Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка) : составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и поочередное наклеивание деталей. 2 (24)

4 Лепка «Ягодки на тарелочке» Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приемами : круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок). 2 (28)

5 Рисование декоративное «Вьюга – завирюха» Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. 2 (64)

6 Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки» Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки : раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. 2 (68)

7 Рисование «Праздничная елочка» Рисование и украшение пушистой нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. 2 (72)

8 Аппликация с элементами рисования «Праздничная елочка» Создание образа новогодней елки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение елки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. 2 (74)

9 Лепка из соленого или сдобного теста «Я пеку, пеку, пеку…» Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики. 2 (76)

10 Аппликация «Бублики – баранки» Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов – баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности. 2 (78)

11 Рисование «Колобок покатился по дорожке» Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. 2 (86)

12 Аппликация с элементами рисования «За синими морями, за высокими горами» Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. 2 (90)

13 Лепка сюжетная «Баю – бай засыпай» Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо, голова – шар. Оформление композиций в маленьких коробочках. 2 (92)

14 Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков : наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое». 2 (94)

15 Рисование «Большая стирка» (платочки и полотенца) Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (белье сушится на веревочке). 2 (100)

16 Рисование «Цветок для мамочки» Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. 2 (106)

17 Лепка «Сосульки» освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов : сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. 2 (108)

18 Аппликация «Букет цветов» Создание красивых композиций: выбор и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. 2 (104)

19 Лепка «Неваляшка» Лепка фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художественного инструмента). 2 (112)

20 Аппликация с элементами рисования «Ручеек и кораблик» Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеек и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. 2 (120)

21 Лепка с элементами конструирования «Мостик» (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь). Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек», подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика. 2 (122)

22 Рисование и аппликация «Почки и листочки» освоение изобразительно – выразительных средств для передачи трансформации образа : рисование ветки с почками и наклеивание листочков. 2 (124)

23 Лепка «Птенчики в гнездышке» Моделирование гнездышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Воспитание интереса к лепке. 2 (126)

24 Аппликация «Флажки» Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и форме. Оформление флажков декоративными элементами. Развитие чувства формы и ритма. 2 (132)

25 Рисование «Флажки» Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. 2 (134)

26 Рисование «Цыплята и одуванчики» Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности. 2 (140)

27 Аппликация обрывная «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. 2 (142)

28 Рисование ватными палочками «Ягодка за ягодкой (на кустиках) Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник : рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. 2 (30)

III.Организационный раздел

3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания.

Методическое обеспечение

- наборы мягкого пластилина;

- наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;

- фото и иллюстрации с изображением различных композиций, предметов;

- различный бросовый материал (бусинки, зубочистки и т. д.);

- доска для лепки;

- стеки;

- салфетка для рук;

- альбом;

- краски «Акварель»;

- кисти для рисования и для клея;

- ватные палочки;

- цветная бумага;

- клей ПВА;

- фломастеры;

- карандаши;

- непроливайки;

- соленое и сдобное тесто;

- игрушки и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

Список используемой литературы

1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2007 г.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007 г.

3. Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г.

4. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7 лет.» Москва, «Карапуз», 2009 г.

5. Лыкова И. А. «Экспериментирование в изобразительной деятельности 3-7 лет» Москва, «Карапуз» 2010 г.

Публикации по теме:

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Программа дополнительного образования для среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ВАРИАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММА.

Программа дополнительного образования — кружок «Клуб мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 2 Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 1 Муниципальное автономное общеобразовательное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 3 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Средний дошкольный возраст Тема: «Органы чувств»(1ч.) Закрепить представление детей об.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Старший дошкольный возраст (старшая группа) Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.).

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Буянкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Разноцветная фантазия» для работы с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 23:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД