МААМ-картинки

Раннее выявление семей группы риска в ДОУ

Татьяна Гальцева
Раннее выявление семей группы риска в ДОУ

Раннее выявление семей группы риска в ДОУ

Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права. Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Публикация «Раннее выявление семей группы риска в ДОУ» размещена в разделах

Цель работы по раннему выявлению семей :

• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, не допустить семьи до социально опасного положения.

Основные задачи по выявлению и учету семейного неблагополучия :

1. выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

2. оказание социально - психолого - педагогической помощи несовершеннолетним;

3. проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, требующих поддержки.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :

1. социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

3. социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4. социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

6. криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Воспитатели заполняют карты воспитанников, составляется социальный паспорт группы ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

• санитарно-гигиеническая запущенность

• неумеренный аппетит

• задержка роста, отставание в речевом, психо-моторном развитии

• привлечение внимания любым способом, «прилипчивость» ребенка

• чрезмерная потребность в ласке

• проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

• трудности в обучении.

Так же необходимо обратить внимание на признаки неблагополучия в семье:

1. ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

5. родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. при посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели обращаются к заведующему, социальному педагогу или к старшему воспитателю, с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Семья считается неблагополучной, если родители:

• не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению детей;

• отрицательно влияют на их поведение;

• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

• асоциальное поведение;

• устройство в квартире родителями притонов;

• жестокое обращение с детьми (побои);

• побеги из дома, конфликты со сверстниками.

На каждую неблагополучную семью, состоящую на учете, заводится папка, в которую входят следующие документы:

1. ксерокопии документов (свидетельство о рождении детей, паспорта родителей, свидетельство о заключении брака/развода);

2. акты обследования ЖБУ;

3. постановление КДНиЗП о постановке на учет;

4. план работы с семьей группы риска, состоящей на учете ДОУ;

5. характеристики на семью/детей;

Алгоритм работы с неблагополучной семьё й:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4 этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий, у нас это Совет профилактики ДОУ.

5 этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление паспорта семьи.

8 этап: текущие и контрольные посещения семьи, отслеживание динамики, наблюдайте за ребенком, отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение об исправлении ситуации и возврате ребёнка в семью.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Парад курских семей»Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде - в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Сценарий мероприятия с родителями воспитанников старшей группы «Вечер талантливых семей»Сценарий мероприятия с родителями воспитанников старшей группы «Вечер талантливых семей» КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВЕЧЕР ТАЛАНТЛИВЫХ СЕМЕЙ» Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались вместе. У нас вечер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Раннее выявление семей группы риска в ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 15:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД