Размышления о «логопедии» наших предков

Марина Коневская
Размышления о «логопедии» наших предков

В студенческие годы, часто обращалась к «Краткому дефектологиче-скому словарю», в котором содержатся необходимые сведения о детях, имеющих отклонения развития. Читая, находила объяснение о причинах дефектов, их характеристику. В этом словаре собраны данные по логопедии, олигофренопедагогике, сурдопедагогики и из многих смежных наук. Читая статьи словаря, узнавала много нового. Значения терминов и понятий было раскрыто очень доступно. Теперь, по - прошествии многих лет, понимаю, что эти сведения актуальны и сегодня. Многое из того, что узнала во времена студенчества, использую и сейчас. Данные «Краткого дефектологического словаря» и сейчас могут быть полезны не только специалистам, но и студентам, учителям и родителям.

Открыв его недавно, задумалась, а наши предки замечали ли расстройства речи? Существовали ли какие-то термины? Да! Замечали! Да! Говорили!

В древнерусском языке существовали названия, которые сейчас бы назвали определениями, характеризующими недостатки речи. Приведу пример «словаря терминов», на мой взгляд, наших предков:

* Языкоболезние - болезни речи, несдержанность языка, речи.

* Косноязычен, косноглаголевый - нескоро говорящий или говорящий с трудом.

* Гугнивый - невнятная, трудная речь.

* Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.

* Травливый – видимо, порченый.

* Бобливый, фофлю – шепелявый.

* Заякливый–заикающийся.

* Немый – лишённый возможности говорить.

Эти определения нарушений речи соотносились с описательными признаками нарушений или по одинаковому звучанию с названием дефекта.

Древние люди не разграничивали чётко дефекты речи, но различали недостатки слуха и речи (немые и глухие). Наши предки говорили о недос-татках произношения (фофлет, косноязычие, травливый). О недостатках темпа и плавности речи (заикливый, о недостатках фразовой речи (немота, немование и гугнивость). Наши предки также использовали пословицы и поговорки (народное творчество). Даль В. И. писал, что «пословицы -это свод народной опытной премудрости и суемудрия. Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; Это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская, народная правда»

Пословицы и поговорки о речи, уже в те времена, говорили о красоте речи, приятном тоне, краткости, плавности. Например: «Говорит, словно речка шелестит», «Говорит, как по – писанному», «Хорошая речь слаще мёда».

Наши предки выделяли несоответствие речи с делом человека. Например: «Речист, да на руку не чист», «От слова до дела целая верста», «Речи, как снег, а дела, как сажа», «Язык гладок, а душою гадок», «Большой говорун - плохой работун». Ещё Гоголь Н. В. Подметил, что «все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед пословицами». В своем труде «Солдатская памятка» генерал М. И. Драгомилов в основном составил из народных пословиц и поговорок. Например: «Молодец тот, кто первый «ура» крикнет», «Здорово побьешь, тогда отдохнешь», «Только того бьют, кто боится».

Посредством пословиц наши предки обращали внимание на силу слова, на то, как оно влияет на окружающих. Например: «Пчела жалит жалом, а человек словом», «Не ножа бойся, а языка», «Язык без костей, а дробит кости людей», «Читая некоторые пословицы», сразу понятен их смысл. Например: «У него губа, как голенище сапога», «Сказал бы вол, да язык, как кол», «Говорит складно, коль язык подвешен ладно». В этих пословицах говорится о несовершенстве артикуляции. В пословицах: «От его словца не дождёшься конца», «Лучше ногою запнуться, чем языком», «Стой, не шатайся, ходи не спотыкайся, говори, не запинайся». Думаю, вы также догадались, что в них говорилось о запинках, заикании, замедленности или торопливости (то есть о темпе и плавности речи).

О слуховом восприятии говорится, как мне кажется, в следующих по-словицах: «Глухому не шепнешь», «Глухому двух обедней не служат», «Один про Ивана, а другой про болвана».

В культуре любого народа присутствует скороговорка. Скороговорка - это «маленькие, рифмованные фразы», с помощью которых удобно отрабатывать правильную, четкую и грамматически правильную речь. Например: «От топота копыт пыль по полю летит», «Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке», «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая», «Фаня в гостях у Вани», «Архип осип, Осип охрил».

Пальчиковая гимнастика, думаю, существовала и в жизни наших предков. Короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев («Сорока-Ворона») - это упражнения для развития мышц рук. И на развитие ребёнка в целом оказывает благотворное влияние, уже в наше время учёные Академии Педагогических Наук Российской Федерации доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

О физкульминутках говорим, как о смене одного вида деятельности на другой. Меняя один вид деятельности на другой, повышаем работоспособность, снимаем напряжение, улучшаем внимание.

Загадки, как нашим предкам, так и нам помогают развитию и совер-шенствованию речи детей, развитию мыслительных процессов. Ведь во многих загадках присутствуют сравнение, метафора, различные образы: Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Как учителя-логопеды, так и воспитатели в своей работе часто используют загадки, которые создают образы предмета:

Сидит девица в темнице,

а коса на улице.

Образной загадкой мы начинаем многие занятия. Например:

Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.)

Скороговорки и пословицы, загадки и поговорки во времена наших предков уже выполняли коррекционные задачи по развитию внимания и мышления, памяти и двигательной активности речевого аппарата. С помо-щью этих приёмов исправлялись и дефекты произношения. Истоки логопе-дии, мне кажется, находятся здесь.

То есть, используя в своей работе загадки, чистоговорки и пословицы мы продолжаем использовать те знания, которые наши предки накопили и сохранили для нас.

Список использованной литературы:

1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Косинова Е. М. Уроки логопедии. М. 2011.

3. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. М. 2012.

4. Дьячков А. И, Слезина Н. И, Рау Ф. Ф и другие. Краткий дефектологический словарь. М. 1964.

5. Селиванов Ф. М. За край свой на смерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР. М. 1974 г.

Публикации по теме:

Форум по психологии и логопедии! Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в практических форумах по психологии развития:«Счастливое детство: от.

Проект «Здоровые зубы — здоровью любы» Кариес зубов остается одним из самых распространенных заболеваний детей дошкольного возраста в России. Дети в возрасте 1 года имели кариес.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Размышления о «логопедии» наших предков
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 20:58
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...