Лучший педагог года

Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс) (1 фото)

Заварзина Людмила Валерьевна
Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)

Тема урока : Буквы А и О в корнях -кос- – -кас-.

Класс : 6 В

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т. А. Ладыженской

Цель: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне – кас- и -кос- .

Задачи:

• узнать правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;

• уметь распознавать слова с чередующимися корнями -КОС- - -КАС- и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

Публикация «Разработка открытого урока „Буквы А и О в корне-кас — кос-“ (6 класс)» размещена в разделах

• научиться применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока

Оргмомент. (Приветствие. Готовность детей к уроку.)

- Здравствуйте! Я вас всех рада видеть! Садитесь!

(Сдают тетради с домашней работой).

- Пишем число, классную работу. Для записи новой темы оставляем одну строчку пустой.

Актуализация знаний.

Объяснительный диктант. (Один ученик выходит к доске, остальные пишут в тетрадях).

Выложить, прилагательное, положение, полагаться.

Вырастать, выращивание, подросли, растение, росток.

- Выделите в словах корни? Что можете сказать? Какие правила вспомнили?

Беседа.

- Расскажите о правописании корня –лаг- и –лож-.

- Расскажите о правописании корней –раст (щ)- и –рос-.

- Что общего в правописании корней –лаг- и –лож-; -раст (щ)- и –рос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв).

- Проверяются ли ударением слова с корнями –лаг- и –лож-; -раст (щ)- и –рос-? (Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне слова нельзя.)

1. Определение новой темы.

На доске записаны слова:

-O-

касание прикоснуться

прикасаться прикосновение

- Запишите данные слова в два столбика. Проведем наблюдение.

- Выделите в них корни. Подчеркните гласную в корне.

- Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)

- Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? Какое правила вспомнили вначале урока? Есть что-то общее? (Написание гласных зависит от последующих букв)

- Выделите суффикс -а- после корня, если он есть. А теперь скажите, что получается? (в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а-, пишется корень -кос-)

-КАС- а -КОС- (нет а)

касание прикоснуться

прикасаться прикосновение

- Как сформулируем тему урока? (Буквы а и о в корне –кас- и – кос-)

- Какие задачи мы поставим на уроке?

- Сегодня на уроке мы узнаем правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС; научимся отличать слова с чередующимися корнями -КОС- - -КАС- и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

2. Освоение нового материала.

• Чтение правила и образца рассуждений. (Стр. 104-105).

• Упр. 184 (коллективное выполнение с комментированием). (Разделить тетрадь на 2 столбика, выписать слова, объяснить правописание). (По одному выходят к доске, читают предложение, выписывают слова в нужный столбик, объясняют и графически обозначают условия выбора букв а и о).

-КАС-: касается, прикасайтесь, касанием

-КОС- : коснулось, соприкоснулись, прикоснулась, соприкосновения.

• Прикоснулась (переносное значение). Лодки (фонетический разбор).

Таким образом, можно составить алгоритм проверки условий выбора букв а и о в корне – кас-, -кос-.

Составление алгоритма:

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?

1. Выделить корень.

2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

3. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы (выделить корень, чередующуюся гласную, суффикс а, если есть). (Работаем в парах, заполняем таблицу)

Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_са.

-кас- -кос-

Два последних слова на другую орфограмму. Они проверяются ударением. В корне этих слов гласные не чередуются. Добавить в алгоритм действий пункт:

4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

(Один подготовленный ученик читает лексическое значение корня –КАС- и – КОС-)

1) дотрагиваться до кого-либо или чего-либо;

2) затрагивать что-нибудь в разговоре;

3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

- Таким образом, что мы должны ещё отличать? (Чередующиеся гласные от проверяемых гласных ударением).

Задание 2. (Запись предложений у доски.)

- В каких словах гласные корня проверяются ударением? Почему?

1) К. сить траву лучше рано утром.

2) Едва к. снулся в разговоре щекотливой темы.

3) У москички две к. сички.

4) Не прик. сайтесь к проводам!

5) Дом стоял на речной к. се.

(Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1, 3, 5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех словах значение корня с пропущенными гласными разное).

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Проверяются ли ударением слова в корне с чередованием –КАС- и -КОС-?

- Что общего в правилах правописания корней –лаг-, -лож-; -раст (щ)-, -рос-; -кас- и –кос-? (Написание гласных в корне зависит от последующих букв)

- Почему при написании необходимо учитывать значение корня?

4. Домашнее задание.

• Стр. 104 (правило)

• Упр. 185 (сгруппировать слова по признакам)

Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)
Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка открытого урока «Буквы А и О в корне-кас — кос-» (6 класс)
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 15:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД