Получи документы

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Бессмертие народа — в его языке»

Татьяна Домрачева
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Бессмертие народа — в его языке»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Лазарево

Домрачева Татьяна Викторовна

Цели:

- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

Публикация «Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку „Бессмертие народа — в его языке“» размещена в разделах

- развитие общей эрудиции участников;

- умение работать в группе, логично, грамотно.

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашем зале. Сегодня здесь собрались самые болтливые, говорливые, и весёлые, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским искусством. Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку. Но сначала разрешите прочитать стихотворение Сергея Скачко о русском языке :

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком!

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,

Как эллочек и фимок рать

К заморским "ингам", "шн" и "вау"

Его, кряхтя, хотят прижать.

Русский язык - один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. Как говорится, «Без букв и грамматики не обходятся и математики!»

Итак, начнем.

Разминка

Ведущий: Сели правильно, красиво, улыбнулись. Вдохнули, плавно выдохнули.

Необходимо произнести слоги: хра, хря, хри, хре. (Это делают все участники команды по очереди.)

- тихо

- в среднем тоне

- громко

- очень громко

- как разговаривает медвежонок

1. Конкурс на смекалку.

Вам открыть секрет придётся,

Кто умён, тот разберётся.

Найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос.

• Какой цветок вручили чемпиону? (пион)

• Как называется блюдо, которое приготовила Стряпуха? (уха)

• Куда забросили хомут? (омут)

• Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)

• На кого напали москиты? (кита)

2. «Конкурс ассоциаций»

Выясняется значение слова ассоциация - связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое.

Например:

1. Дети, мама, папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка, кайф, солнце, улыбка. – СЧАСТЬЕ.

2. Деньги, касса, кнопка, счёты, цифры - КАЛЬКУЛЯТОР.

3. Курорт, море, отдых, птица, самолёт, север, солнце, тепло, пляж– ЮГ.

• Каждый участник команды по очереди вытягивает карточку со словом. Задача участников команды: назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другие члены команды должны отгадать это слово. Время угадывания слов – 3 минуты. Потом вторая команда делает то же самое.

Задача: угадать за 3 минуты как можно больше слов.

СОЛНЦЕ, НЕБО, РЕЧКА, ПЛАТЬЕ, КОТ, КОНФЕТА, ХОЛО-ДИЛЬНИК, КОРОВА, ПЛАМЯ, ТАБЛЕТКА, КНИГА, СТОЛ, ХЛЕБ, БАЗАР, ЛАПША, ОКНО, ВЕЛОСИПЕД, СОБАКА, ДИСКОТЕКА, КОМПЬЮТЕР, ПЫЛЕСОС, СЕНО, БЕРЁЗА, ТУФЛИ, СВЕЧА, МУЗЫКА, ТЕЛЕФОН, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, БАБОЧКА, ТАРЕЛКА, ШКОЛА, МЯЧ, МАШИНА.

3. Физминутка

В папке музыка

4. Выделите слова.

• Отделите плод от растения

СОШИСНШАКА (ШИШКА, СОСНА)

• Растворите белое в прозрачном

СВОАДХАРА (ВОДА, САХАР)

• Уберите горячее – останется холодное

КИАЙПЯСТОБЕКРГ (КИПЯТОК, АЙСБЕРГ)

5. Переводчик

Необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессио-нальные, устаревшие слова.

Око – глаз Перси – грудь Длань- ладонь

Чело – лоб Ланиты – щеки Шуйца – левая рука

Выя – шея Уста – губы Десница – правая рука

Чрево – живот Зеница – глаз, зрачок Чресла – поясница, бедро

Перст - палец Рамо - плечо Челюсть – лицо

Рыло - лицо Пясть – ладонь с пальцами

Слова, с которыми вам предстоит работать дальше, охотно употребляли наши предки, явления и предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же они называются?

Мыльня – баня Всеградник – космополит

Ветродуй – вентилятор Представщик – актёр

Самодвиг – автомат Ошейник – галстук

Звонознание – акустика Скоропись – стенография

Единопродавство - монополия Любомудр – философ

Найди пару

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу:

Ни зги не видно Хоть иголки собирай

Заварить кашу Расхлёбывать кашу

Коломенская верста От горшка два вершка

По чайной ложке Единым духом

Чуть свет На ночь глядя

Повесить нос Воспрянуть духом

На чужой шее сидеть Жить своим горбом

Душа в душу Как кошка с собакой

Сидеть сложа руки Не покладая рук

Что обозначают в русском языке следующие заимствованные слова:

Дебаты – обсуждение.

Инновация – нововведение.

Консилиум – совещание врачей.

Менталитет – склад ума.

6. Пригласи на обед

Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню должны оказаться такие слова – тефтели, щавель, рожки, творог, свекла, грушевый и сливовый компот.

7. Задание «Подберите синонимы».

Время выполнения - 2 минуты. Подобрать синонимы к словам:

1 команда:

• красивый (прекрасный (красный, благовидный, благолепный, благообразный, великолепный, видный, живописный, изящный, картинный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий)

• плохо (отрицательно, нехорошо, неважно, дурно, отврати-тельно, нездорово, плоховато, мерзопакостно, негодно, паршиво, тяжко, нелегко, несладко)

2 команда:

• веселый (беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оп-тимистичный, радостный, жизнерадостный, ликующий, обрадованный, оптимистичный, неунывающий, мажорный, бесскорбный)

• хорошо (здорово, замечательно, классно, неплохо, недурно, не-дурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на большой (палец, на ять; идет, изволь, добро; четыре, четверка; по счастью, в ажуре, классно, доброкачественно)

8. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание (кто быстрее)

АОБООУАДА

ЭПВФСФПЕ

ИПЬРТПЕИР

ВЮЛГВДЛАЮ

ЖЗСУУЧЧЖАЗ

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД

Фраза: Будьте всегда счастливы!

Ну что ж, пора заканчивать наше мероприятие. Победителей и побежденных у нас нет.

И я хочу закончить наше мероприятие таким стихотворением Сабира Абдуллы:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по русскому языку в подготовительной группе «Обувь» Конспект интегрированного занятия по русскому языку в подготовительной группе на тему «Обувь» Лексическая тема «Обувь» Цель: формирование.

Конспект урока по русскому языку для 6 класса «Местоимение» Тема: Местоимение Цель: изучить понятие «Местоимение» Знать: понятие «местоимение», вместо каких имён употребляется, как изменяются, чем.

Конспект урока по русскому языку «Добрые слова» в 3 классе КГУ «СШГ №1 имени Абая» (открытый урок) Учитель русского языка: Калиаскарова Р. Б. 2016-2017 уч. год Тема урока: «Добрые.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Именительный падеж имен существительных» Конспект урока Класс: 3 Тема: «Именительный падеж имен существительных» Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями имён существительных.

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку «Хэллоуин» Праздник «Хэллоуин» Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся по средством приобщения их к культуре и традициям страны изучаемого.

Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст» Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А. МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Конспект занятия по русскому языку «Падежи» 4 класс Русский язык Тема: Обобщение знаний о падежах Цели: 1 Умение склонять слова по падежам в единственном во множественном числах 2.

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Берегите наш язык…» Сценарий открытого мероприятия «Берегите наш язык…» Материал взят из произведения Успенского «Слово о словах» Цель: повысить культуру речи,.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Второстепенные члены предложения» Урок№ Дата:25.11.2015 предмет русская речь Класс:8а Тема урока:Повторение второстепенных и главных членов предложения Цели урока: образовательная:.

Конспект занятия по русскому языку «Дикие животные и их детеныши» Тема: «Дикие животные и их детеныши» Слова: медведь (ата, белка (ата, лиса (ята, заяц (ата, волк (ата) спит, берлога, нора, дупло. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Бессмертие народа — в его языке»
Опубликовано: 28 марта 2018 в 06:50
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД