Лучший педагог года

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки

Вера П
Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки

«Развитие функциональной грамотности на уроках музыки»

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Таким образом, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Сегодня главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность нестандартно и творчески, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни.

Публикация «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки» размещена в разделах

Выделены отличительные черты функциональной грамотности :

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) ситуативная характеристика личности, т. к. обнаруживает себя в

конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, которая позволяет эффективно выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить их непосредственно к жизненной ситуации.

Сегодня функциональная грамотность является одним из первостепенных показателей качества общего образования. Сегодня важно не просто вложить в обучающегося определенные знания, но и научить его проявлять инициативность, способность находить нестандартные решения, творчески мыслить, готовность учится в течение всей жизни. Отсюда и пошло понятие "функциональной грамотности". Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

При чем здесь музыка? В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, музыкальные ориентации школьников формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации, соц. сети Тик-Ток и общения со сверстниками. Уже доказано, что непрерывный поток яркой информации тик-тока приводит к истощению и так называемому «запредельному торможению «нейронов в связи с их перевозбуждением. Вместе с ней происходит трудность концентрации внимания, рассеянность. Не говоря уже о сомнительном качестве и художественной ценности многого из того, что можно там услышать. Педагог должен противостоять «дибилизации» молодежи, раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы. Нужно помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость.

Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение,

память, волю и др., воспитать эмоционально-чувственную сферу психики

(чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний). Помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Наш предмет за эти годы очень изменился!

Когда-то в школе проходил урок «пения», где учитель только разучивал песни, а теперь он называется урок «музыки». Такой урок требует компетентности, так как на уроках учитель формирует музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение музыкальных понятий и терминов, творчества композиторов. И, в первую очередь, учитель музыки должен так построить свой урок, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить музыкальные знания, полученные в ходе урока, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни. Каким образом?

Работая учителем музыки, стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. И здесь задача: сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них активно действовали, видели результаты своего обучения.

В дискуссии «Зачем нам нужна музыка после бурных обсуждений сами приходят к выводу, что за год обучения они стали культурно одарёнными благодаря урокам музыки : ребята признают то, что за какой-то год обучения могут отличить на слух ту или иную композицию, или мелодию, звучащую на каком-нибудь мероприятии, использовать свои знания, чтобы определить произведение того или иного композитора.

Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки?

Прежде всего, необходимо «расстаться» со строгим уроком, с четкой регламентацией и порядком, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества. Здесь противоречие : проверяющие администраторы часто хотят увидеть стандартный урок, при этом – с элементами функциональной грамотности. А для нового урока требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, создание коллаборативной среды. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:

- поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении или песни;

- Рассказать о творчестве композитора;

- Ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;

- Заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.

Чтобы дети не испытывали затруднений в подборе слов, предлагаю музыкальные словари с определениями настроения в музыке.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие виды работ:

1. Установи общие признаки или различия (между жанрами музыки, инструментами)

2. Найди лишнее слово аккордеон, баян, гармонь, пианино.

3. Соотнести с именем композитора: а) фрагмент его биографии, б) портрет, в) фрагмент истории создания произведения г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

4. Продолжить ряд: а) пианист, трубач. (профессии музыкантов-исполнителей). б) виолончель, гусли. (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые) в) Бах, Чайковский. (фамилии композиторов)

5. Сгруппировать контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. (Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики).

6. Пояснить логическую пару слов: а) гармонь - баян ("родственники", гармонь - балалайка (русские народные инструменты, б) песня - куплет (часть песни, песня - хор (хоровое исполнение песни) в) дирижер - оркестр (руководитель)

7. Ассоциации. Назвать (записать) 5 - 6 слов. Орган: … (трубы, день рождения, Бах, полифония, кафедра, " король " инструментов). Песня: (соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль).

На этапе сообщения нового материала такие методы, как «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм», работа над деформированным текстом, написание синквейнов, аннотаций, мечталок-сочинялок, ролевая игра позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Информационная грамотность :

найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов; посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям; использовать данные из СМИ;

пользоваться услугами сельской и школьной библиотеки; анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность :

работать в парах, группе, команде; расположить к себе других людей;

не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;

использование физминуток и рефлексии на уроках музыки. На некоторых уроках включаю прослушивание музыкального произведения через физминутку. Например, при знакомстве с балетом дети не просто слушают фрагмент, а сами становимся артистами балета.

Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т. д.

Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты».

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. На уроках музыки систематически и целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.

Например, при изучении жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и т. д) можно использовать прием «Эпитет». Для этого следует разбить текст стихотворения на отдельные смысловые части и к каждой части подобрать эпитет (предложенный учителем или подобранный самостоятельно детьми). При кажущейся внешней простоте этого задания, трудность заключается в том, что нужно максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию для того, чтобы верно подобрать подходящий по смыслу эпитет.

Игра «Что сначала, что потом». Учащимся необходимо посмотрев на ряд изображений составить рассказ о том, что они увидели на картинках и расставить изображения в правильной последовательности. Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.

Главное в нашей деятельности - развиваться, быть в постоянном творческом поиске. И развивать духовный мир ребёнка, помочь с определением музыкальных предпочтений, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик.

С 2018 года в исследовании выделено еще направление — глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки
Опубликовано: 30 марта 2024 в 20:54
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД