Лучший педагог года

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края

Ева Белова
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края

В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами современной педагогики. Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л. А. Венгер, Н. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова). В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с миром.

Публикация «Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края» размещена в разделах

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой, обогащает знания о мире, и развивает творческий потенциал ребёнка, красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Стремление передать образцы природы в художественном творчестве приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка данного возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны действовать за ними, тогда ситуация в целом становится понятной ребенку, усваивается им. Отсюда следует, что ведущим видом деятельности в воспитании дошкольников являются неоднократно повторяющиеся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое включается как можно больше органов чувств. Каждое ощущение обозначается словами. Именно поэтому в г своей работе я использую мини-музей «Природа Пермского края». Важная особенность мини - музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день. Это дает возможность детям познакомится поближе с объектами природы, выступить самим в роли экскурсовода. Дети рассматривают объекты живой и неживой природы, выделяя все самое красивое, подбирая слова, передающие эмоционально-выразительную, эстетическую характеристику предмета. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности детей и ознакомление с явлениями и объектами природы имеют 2 стороны :

Первая – приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование преставлений о них. Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых мной систематических наблюдений, рассматривании иллюстраций, посещений мини-музея, восприятия художественной литературы, также использую малые фольклорные формы (загадки, потешки, поговорки, пословицы). В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: цветная и белая бумага, картон, дерево и разные природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох, краски (гуашь, акварель, кисти разной формы и толщины, карандаши, восковые мелки, фломастеры, клей, палитра, ножницы, крупы. Полученные знания помогают ребенку определится с помощью каких средств он может выразить полученные впечатления.

Вторая - влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, на развитие, углубление и уточнение знаний ребёнка о ней, формирование его представлений. Только эмоциональное восприятие оставляет в памяти ребенка живое воображение, необходимое для последующего живого видения образа в своих рисунках. Для того, чтобы ребенок мог выразить свои впечатления в каждое занятие включаю разнообразные игры и приемы. Например, дети фантазировали, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотреть вместе с детьми, кто что придумал. Использую элементы театрализованной деятельности. Дети превращаются в деревья. Эти игры-упражнения нравятся детям и развивают их воображение.

Так рисунки становятся более выразительными, объекты неживой природы как бы оживают на них.

Большое значение для развития детского творчества имеет привлечение родителей. Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства строится в следующих направлениях:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников;

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

На основе анализа изобразительных рисунков детей, из бесед с ними, убедилась в том, что у них развивается новое эстетическое отношение к окружающему миру. Дети постепенно учатся воплощать это отношение в творческой практике освоенными средствами и способами изображения.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – изд. М. : ГЦЛ, 2004

4. Николаева. С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. -М;Издательский центр «Академия», 1999.-184с.

5. Федорова Г. П. Пой, пляши, играй от души – изд. “ ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм.

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Цель: -знакомить детей с декоративно–прикладным искусством, бытом и традициями русского и мордовского народа; - прививать эстетический.

Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с русским народным костюмом Цель: Приобщать детей к культурным традициям России на основе знакомства с народно-прикладным искусством, с русским народным костюмом, его.

Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного.

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. Младшая группа. Воспитывать интерес природе и эмоциональную.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Занятие по сенсорному развитию детей группы раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром «Приключение в лесу» Программное содержание Задачи: Образовательные: закрепить знания цветов (красный, желтый); закрепить знания геометрических.

«Птицы нашего края». Занятие по развитию зрительного восприятия посредством ознакомления с окружающим миром Тема занятия: «Птицы нашего края» Цель: расширение представлений о птицах. Задачи: 1. Совершенствовать знания об общих признаках птиц. Особенностях.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края
Опубликовано: 25 июня 2015 в 17:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД