Получи документы

Развитие и поддержка детской инициативности, активности и самостоятельности

Елена Полянская
Развитие и поддержка детской инициативности, активности и самостоятельности

Детская активность, инициативность и самостоятельность, как часто мы слышим эти слова? А как хотелось бы слышать? На эти вопросы пусть каждый педагог даст себе ответ сам. Ни для кого не секрет, что это одна из проблем нашего дошкольного и семейного воспитания, да и образования как такового. У многих ученых детская самостоятельность и активность становится объектом повышенного внимания и связанно это скорее не с реализацией личностно-ориентированного подхода к развитию, обучению и воспитанию детей, а с требованиями и реалиями современности. Практико- ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.

Публикация «Развитие и поддержка детской инициативности, активности и самостоятельности» размещена в разделах

Важнейшее значение поддержки детской инициативы для развития самостоятельности, инициативности и обеспечения всестороннего развития личности дошкольника признается большинством исследователей, однако единого понимания термина инициативность в настоящий момент в науке не существует. Как правило, в педагогической литературе инициативность определяется как качество ребенка, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. По мнению Ильина Е. П. инициативность является частным случаем проявления самостоятельности личности [5]. Година Г. Н. и Елисеева З. Н. рассматривают самостоятельность в качестве одного из критериев инициативы [2; 4].

В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать её условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций. Находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности. Достигая положительного результата. [2. С 17]

А теперь вопрос: многие ли педагоги способны предоставить своим воспитанникам право на свободу выбора и организацию самостоятельной деятельности в детском саду?

Как отмечают педагоги дошкольных образовательных организаций, существует ряд противоречий, затрудняющих работу по поддержке инициативности у детей. Ряд факторов существенно сужают границы, в которых дети могут проявлять свою инициативу. К ним относятся, во-первых, соображения безопасности; во-вторых, необходимости организации деятельности воспитанников в соответствии с режимом и распорядком дня; в-третьих, высокая наполняемость групп, которая увеличивает конкуренцию среди детей; в-четвертых, гиперопека со стороны родителей затрудняет поддержку инициативности и развитие самостоятельности у дошкольников. [3]

Пожалуйста ответьте на вопрос: «Следует ли в жизнь школьников включать ситуации свободного выбора?». И ещё один, для тех, кто ответил да: «В какие ситуации свободного выбора вы включаете воспитанников?»

Большинство из вас положительно ответили на первый вопрос. Самый распространё нный ответ на второй: свобода выбора, связанная с игровой деятельностью (выбор игры, партнера, атрибутов и игрушек).

Кто-то возможно назовет выбор детьми деятельности и отношений, в выборе трудовых поручений и партнеров, в ситуациях нравственного выбора (могут сами выбирать, как им поступить, как спросить, что ответить).

Что касается свободы выбора на занятиях, здесь свобода выбора в основном касается выбора материалов, партнеров, реже способов выполнения заданий, темпа деятельности.

При составлении конспекта занятия педагог зачастую четко прописывает все вопросы, которые задаст воспитанником, при этом не рассматривая варианты ответов, думая или надеясь, что дети не зададут «лишних» вопросов. А сейчас ещё один вопрос: «А как же поддержка активности и самостоятельности Я видела конспекты, в которых четко прописано: поддерживаю активность так и так…., предлагаю самостоятельно выбрать то или иное… .

Инициативность должна проявляется в повседневном поведении ребенка. Ведь инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может самостоятельно найти интересное для себя занятие и с удовольствием вовлечь в него других детей и педагога. Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении, притом поддержка эта должна исходить не только от педагога. Дети сами должны научиться поддерживать друг друга. Именно об этом говориться в ФГОС. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности ребенка, и как цель.

В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:

поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

• создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.

Целевые ориентиры по поддержке детской инициативы и самостоятельности определенны также в ФГОС ДО п. 4. 6:

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности :

- игра способствует развитию активности и инициативы;

- в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;

- в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

При подготовке доклада наткнулась на несколько принципов организации поддержки развития самостоятельности, активности и инициативности у дошкольников в условиях ДОО хочу познакомить вас с ними:

1. Принцип целесообразности. Пример: не стоит просить ребенка класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Пример: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Пример: ребенок не хочет самостоятельно одеваться – для развития самостоятельности в одевании, утверждения, что «все детки одеваются сами» - плохой аргумент. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика, подольше поиграть и т. д.

4. Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

5. Принцип вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

6. Принцип креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность. [1]

Следуя этим принципам, намного проще прокрутить в голове, представить и воплотить намеченные цели занятия и здесь педагог не должен забывать: что в основе любого инициированного ребенком действия должны лежать четкие нравственные ценности, с тем чтобы инициатива не превращалась в нарушение границ окружающих и авантюризм. Не менее важно развивать произвольность действий, чтобы дошкольник научился доводить начатое до конца и реализовывать задуманное полностью [3, стр. 24].

Помимо всего выше сказанного педагог, при планировании своей деятельности, обязательно должен учитывать, что поддержка активности, инициативности, самостоятельности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Так что, для педагога важно определить именно те свойства личности, которые особенно нуждаются во внимании и работать с ними. Например, для того, чтобы ребенок-меланхолик чувствовал в себе силы на принятие инициативных решений, ему важно быть уверенным в себе, таким образом педагог должен работать на повышении его самооценки. Дети-сангвиники могут быть недостаточно настойчивы и не доводить дело до конца. Поэтому, педагог работает над волевой стороной личности и формирует настойчивость, ведь инициативы, брошенные на полпути, во взрослой жизни являются синонимом неудачи. Флегматики — отличные исполнители, но мыслить надситуативно им сложно. Поэтому важно поставить акцент на развитии креативности и творческого потенциала ребенка. Импульсивным холерикам важно лучше себя контролировать, чтобы их инициативные действия не имели негативного оттенка и учитывали интересы окружающих [3, стр. 5–8].

Проанализировав и поразмыслив, я делаю такой вывод: педагогу необходимо научиться видеть ситуацию современного образования под другим углом, поддержка детской самостоятельности очень важный аспект нашей работы и в принципе реализуемый, не стоит бояться превратить образовательный процесс в хаос, дети с удовольствие пойдут за педагогом если он не будет ставить себя на ступень выше, необходимо «спуститься» и посмотреть на ситуацию глазами ребёнка и тогда всё заиграет другими красками. Педагог должен стать соратником, а не руководителем.

Инициативность и самостоятельность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной. В заключение хочется сказать, что очень важны и выработка силы воли, терпения и ответственности, настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. И весомая роль отводится воспитателю, который своей деятельностью стимулирует действия дошкольника, способствует тому, что ребенок доводит до конца начатое дело, при этом проявляя инициативность и самостоятельность. [1.]

Подводя итоги хочется в кратце повторить основные сферы детской инициативы :

Творческая инициатива - предполагает включ нность реб нка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление.

Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность реб нка в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

Коммуникативная инициатива - предполагает включенность реб нка во взаимодействие реб нка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Познавательная инициатива - предполагает любознательность, включ нность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственновременные, причинно-следственные и родовые отношения.

Говоря об условиях нельзя не учитывать человеческий фактор. Мы все разные, но мы все вместе. Необходимо в первую очередь учитывать особенности характера всей группы и каждого реб нка в отдельности. Есть выражение феминные дети: они не лидеры, они ведомые, они осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности. Это дети, которые сознательно ограничивают сво исследовательское пространство. Они нуждаются в поддержке, веру в свои силы и возможности. Часто избегают контактов с мускульными детьми - это лидеры, они за вс берутся, вс хотят и умеют.

В каждом возрасте свои приоритеты:

3-4 года - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.

4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.

5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение.

6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Список используемой литературы:

1. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. пед. Университет им. Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

2. Година Г. Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников. Под ред. В. Г. Нечаевой - М. : Педагогика, 1971 г.

3. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. М. 2008 г. №1/ О развитии и поддержкидетской активности и самостоятельности. Н. Микляева с. 17-22.

4. Елисеева З. В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г.

5. Ильин Е. П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000

6. Кричевцова, Е. И. Поддержка детской инициативы как одно из направлений работы педагога ДОО / Е. И. Кричевцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 3-6. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15239/ ( дата обращения: 16.08.2020).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и поддержка детской инициативности, активности и самостоятельности
Опубликовано: 22 августа 2021 в 08:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД