Светлана Михайловна Александрова
Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»
Тема: Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности.
Публикация «Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности» размещена в разделах
.
Основной целью моей работы является развитие инициативности детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Именно театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Соответствие дошкольного образования требованиям стандарта предполагает использование новых подходов и методик воспитательного процесса. Так, как одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы во всех видах деятельности, я создала условия для развития театрализованной деятельности
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Собрали библиотеку сказок, изготовили дидактические игры по театру. Оборудовали центр, который включает следующие виды театра :
-пальчиковый театр;
-театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
-кукольный театр, (би-ба-бо);
-настольный театр;
-театр на фланелеграфе;
-театр масок;
-театр на кружках;
-театр на ложках;
-театр на палочках;
-театр на крышках ит. д.
Драматизация для моих детей ближе, чем всякий другой вид творчества, потому что она непосредственно связана с игрой и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Мои воспитанники сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал.
Предлагаю задания:
«Продолжи сказку» - направленные на активизацию творческого потенциала детей. Предлагаю детям составить продолжение известных сказок «Машенька и медведь» (Маша пригласила медведя в гости) Подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.
«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Предлагаю детям придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены ( Пример: колобок – злой, а лиса добрая).
«Продолжи цепочку (синонимы)»
Пример: до свидание, прощай, всего доброго, всего хорошего, пока, счастливого пути.
«Веселые стихи» - предлагаю детям придумать и рассказать стихотворение от лица героя сказки, представив себя стариком, медведем, лисой и т. д.
«Диктофон» - предлагаю детям повторить, что сказал герой (громко – тихо, во весь голос, медленно, по слогам).
«Салат из сказок» - ( Пример: «Курочка ряба» и «Кот в сапогах» - кот съел мышку).
Очень интересно детям проигрывать этюды: «Я на море», «Я иду по луже» и т. д.
В процессе театрализованных игр :
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
За год работы получили результаты: дети самостоятельно драматизируют сказки, проявляют инициативу в театрализованной деятельности.