Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных способностей у детей по методитке М. Монтессори в специально подготовленной среде

Еремеева Маргарита
Развитие интеллектуальных способностей у детей по методитке М. Монтессори в специально подготовленной среде

Педагогическая система Монтессори существенно отличается от тех, которые обычно используются в учебном процессе. Традиционные средства обучения позволяют педагогам раскрыть детям лишь то, что взрослый или группа взрослых людей считает необходимым им передать, а автодидактические материалы М. Монтессори помогают маленькому ребенку «научиться всему, что необходимо для того, чтобы, следуя законам своего внутреннего развития, стать участником социума».

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей по методитке М, Монтессори в специально подготовленной среде» размещена в разделах

Педагогика Монтессори – это педагогика саморазвития. Ребенку дают возможность развиваться самостоятельно, помощь взрослого оказывается при необходимости. В основном эта помощь заключается в том, что взрослые организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Создать развивающую среду самостоятельно ребенок не может, так как он еще маленький. Следовательно, основная задача педагогов, действующих по этой системе – организация развивающей предметно-игровой среды.

Что интересно, сама Мария Монтессори, учительница из Италии, работала в начале XX века. Она создала уникальную развивающую среду, в которой даже умственно отсталые дети без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Сейчас ее педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира.

Методика Монтессори заключается в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Дидактические материалы здесь отличаются от других тем, что с ними ребенок может работать сам. Впрочем, деление на группы и классы в педагогике Монтессори чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами. Младшие дети получают в лице старших товарищей в некотором роде наставников, пример для подражания. Польза для старших не меньше - они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека, что очень важно для дальнейшего формирования личности ребенка.

Почему же для ребенка так важна самостоятельность деятельности? Маленькие дети обучаются в основном через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши же познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. В отличие от взрослого, интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий. Именно это и обеспечивает развивающая среда в системе Монтессори. Вся среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором – что ему делать, что очень полезно для будущей жизни. Все Монтессори-материалы должны отвечать следующим критериям:

- Материал соответствует определенному сензитивному периоду развития ребенка;

- Структура и место нахождения материала соответствуют логике формирования того или иного понятия у ребенка;

- Чрезмерное разнообразие развивающих моментов в одном материале создает хаотическое движение мышления ребенка. Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно-единственное;

- Монтессори-материал должен быть эстетичным. Все входящие в него предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;

- В дидактический материал входят не игрушки, а реальные предметы, встречающиеся в жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);

- Материал легко подвергается санитарно-гигиенической обработке. Он безопасен, чист, укомплектован, удобен и легок в применении, привлекателен для ребенка;

- Монтессори-среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание.

- Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора;

- Расположением полок среда разделена на несколько зон. Разбивка на зоны (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую) и последовательность предъявления материала ребенку имеет вполне определенное объяснение, связанное с особенностями психического развития малыша;

- На полочках находится только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтных ситуаций, но и потому что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность.

Некоторые обвиняют систему Монтессори в недостаточной активности монтессори-педагога. Да, ребенок здесь свободен. Он может ходить по группе от стола к столу, может забраться на диван, выйти в коридор или в соседнюю комнату, взять любой интересующий его предмет. Но эта свобода далека от анархии и беспорядка. Дети стремятся во всем разобраться сами и для этого нуждаются лишь в небольшой помощи взрослого. Монтессори-педагог наблюдает за развитием малышей и руководит им при необходимости. Дети, ходящие в Монтессори-сады, за счет всего этого более самостоятельны, чем их сверстники. Задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка Монтессори-педагогика перед собой не ставит. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему.

В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Но в Монтессори-системе, в отличии от традиционной педагогики, к ребенку относятся как к абсолютно уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Ребенка не подгоняют, не заставляют делать то, что в данный момент он не хочет. Его направляют и дают советы. Роль монтессори-педагога также является существенным отличием этой педагогической системы. Учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. Самостоятельность, считают психологи, залог счастливой жизни. Научить ребенка делать свой, самостоятельный выбор, помочь ему изучать мир самостоятельно – основная цель педагогики Монтессори. Девиз образования по Монтессори : «Помоги мне сделать это самому».

Как уже говорилось, мы начали работать по системе Монтессори с 1993 года. Во время работы мы наблюдали и исследовали уровень актуального развития детей, занимающихся по этой методике, проводили диагностику. Диагностика развития ребенка основана на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Для этого используются дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей. Монтессори-педагогу важно выявить темп развития каждого ребенка, чтобы создавать условия для его продвижения на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя и других людей. Вместе с психологом мы проводим среди детей психологические обследования, изучаем уровень внимания, памяти, развитие мышления и восприятие, а также выясняем, насколько развито у детей воображение и абстрактное мышление. Эти два фактора очень важны для человечества, именно наличием воображения и абстрактного мышления мы отличаемся от животных. Часто основной причиной неуспеваемости в школе является недостаточно развитый уровень мышления. Наши исследования показали, что у детей, обучающихся по методике Монтессори, наблюдается повышение показателей основных познавательных процессов. Обучение происходит не за счет передачи опыта педагога, а опосредственно, через конкретную деятельность самого ребенка во время свободной работы с дидактическим материалом или учебное литературой. При обучении и воспитании задействован личный интерес ребенка, что положительно сказывается на результатах. Без личной заинтересованности достичь высоких результатов практически невозможно. Монтессори в своих работах отмечала, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, в отличии от принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. И положила это суждение в основу своей методики. Свободная работа позволяет проявить творческий потенциал. Отличительной чертой детей нашей группы является быстрота и точность реакции, которые натренированы сенсорными занятиями.

Как показывает практика, дети, которые ходили в Монтессори–садики, в дальнейшем учатся достаточно успешно, потому что имеют внутреннюю мотивацию к обучению, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме. Кроме того, они более дисциплинированы за счет тесной работы с другими детьми в группах. Дети получают не только навыки и знания, но и учатся самообучения, привычке к самостоятельной работе. Во взрослой жизни эти умения им очень пригодятся. А разобраться во все этом им помогают наши монтессори-педагоги. «Помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают», говорила Мария Монтессори. Наши воспитатели показывают детям рациональный способ работы с материалом, даем образец действий, направленных на выявление свойств, заключенных в материале. А дальше дети работают с ним сами, развивая свою самостоятельность. Благодаря обучению по методике Монтессори, дети осознают, что ошибка позитивна и является жизненным опытом, поэтому терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться, принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться. Дети, которых мы обучили по системе Монтессори, не становятся сверходаренными и гениальными от этого. Они просто более самостоятельны и лучше приспособлены к жизни, что очень важно для того, чтобы добиться в жизни счастья. А ведь именно к этому стремиться человеческий род.

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в процессе обучения технике «квиллинг» «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через конструктивную деятельность При помощи конструирования у детей развивается -техническое мышление, -концептуальное мышление, - речевая деятельность и способности: конструировать,.

Развитие интеллектуальных способностей у детей с признаками одаренности посредством дидактического пособия «3 д шашки»Развитие интеллектуальных способностей у детей с признаками одаренности посредством дидактического пособия «3 д шашки» «Развитие интеллектуальных способностей у детей с признаками одаренности посредством дидактического пособия «3Д шашки». Вышегородцева Ольга.

Использование технологий моделирования как эффективное средство развития интеллектуальных и творческих способностей у детей Опыт работы По теме: «Использование технологий моделирования, как эффективное средство развития интеллектуальных и творческих способностей.

Консультация для родителей «Развитие общих интеллектуальных способностей» Консультация для родителей «Развитие общих интеллектуальных способностей». Дошкольное детство – пора становления и роста умственных сил.

Мастер-класс для родителей «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Цель: ознакомление родителей с играми, направленными на развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей 5–7 лет посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при помощи математических игр и упражнений План самообразования воспитателя Бичиковой Татьяны Анатольевы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей у детей по методитке М. Монтессори в специально подготовленной среде
Опубликовано: 9 октября 2019 в 10:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД