МААМ-картинки

Развитие коммуникации у детей с ограниченными способностями посредством театрализованной деятельности

Горина Наталья Вячеславовна
Развитие коммуникации у детей с ограниченными способностями посредством театрализованной деятельности

Задачи:

- Развитие эмоциональной сферы детей.

-Повышение уровня самооценки у детей.

- Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

- Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

-Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

- Развитие компенсаторных возможностей у детей.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее не защищенной категории населения. Согласно статистике инвалиды составляют примерно десятую часть населения планеты.

Публикация «Развитие коммуникации у детей с ограниченными способностями посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Сохраняющаяся тенденция роста числа детей-инвалидов определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация.

Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Поэтому включение игры в социально-педагогический (коррекционный) процесс и обеспечивает успешное развитие ребёнка с проблемами.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию (по утверждению К. С. Станиславского). Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Таким образом, использование театрализовано-игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

Как уже говорилось ранее – игра занимает важное место в жизни ребёнка. Система обучения театральной игре детей с отклонениями в развитии строится на признании того, что она является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум.

Театральная игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску.

У детей с отклонениями в развитии наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.

Театрализовано-игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства : взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерёв, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

Театрализовано-игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.

Занятия малой группой.

Важными направлениями работы, способствующими социальной адаптации детей, являются смехотерапия, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, эрготерапия. Важным направлением работы коллектива является социальная адаптация наших воспитанников.

1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Для выполнения этой задачи использовали разные виды деятельности :

Трудовая деятельность и развитие моторики. Сюжетные Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Изобразительная деятельность

Изодеятельность с элементами театрализации.

Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.

2. Развитие эмоциональной сферы детей.

• Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.

• Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).

• Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

3. Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

6. Развитие компенсаторных возможностей у детей.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список литературы:

2. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.

3. Бараева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : Учебно-метод. пособие. – СПб. : Изд-во «Союз», 2001. – 416

4. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М. : Филонтроп, 1995.

5. Дети с отклонениями в развитии : Методич. пособие / сост. Н. Д. Шматко. – М. : Аквариум, 1997. – 128 с.

6. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М. : «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Создание психологического уголка в группе Презентация адресована педагогам детских садов. Цель: сохранение психологического здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникации у детей с ограниченными способностями посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 13:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД