Лучший педагог года

Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями

Светлана Власенко
Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями

Развитие коммуникативных и трудовых навыков имеет решающее значение для формирования у ребенка с нарушениями зрения первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Сегодня перед педагогом стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка.

Публикация «Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями» размещена в разделах

Задачи:

Формирование у детей с нарушениями зрения коммуникативных и трудовых навыков, положительного отношения к труду взрослых;

Развитие навыков общения в процессе ознакомления детей с профессиями;

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых

Подготовка детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Средства по формированию коммуникативных навыков :

Накопление практического опыта

Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата)

Формирование различных знаний (о пользы труда людей разных профессий) Расширение кругозора. Проявление внимания к партнерам по труду

Расширение словарного запаса

Расширение представлений о сенсорных эталонах

Виды деятельности:

совместная деятельность взрослого с детьми:

- через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной

- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

Большие возможности для непосредственного приобщения детей к труду взрослых заложены в самостоятельных играх и занятиях, наблюдениях, в трудовой деятельности, а также в общении с взрослыми и сверстниками.

Надо признать за детьми право в часы самостоятельной деятельности выбирать себе дело, и товарищей по душе, заниматься, играть, наблюдать за тем, что заинтересовало.

К старшему возрасту дети обычно знают, что такое профессия, и умеют называть многие профессии, понимают, что такое трудовые действия — это то, что делают люди на работе, могут назвать ряд трудовых действий няни, шофера и т. д.

Дети достаточно хорошо ориентируются в том, какие орудия и материалы необходимы для работы людей знакомых профессий.

Они должны усвоить, что такое системное представление, о работе людей какой-либо профессии, дают знания о названии профессии, месте работы, материалах и орудиях труда, трудовых поручениях и их последовательности.

При ознакомлении с конкретной профессией педагог напоминает, в какой последовательности и что надо говорить, предлагает детям проследить за тем, что все компоненты были названы.

При этом можно использовать в качестве игровых заданий дидактической

игры типа: «Кто знает, кем работают, как трудятся взрослые», «Кому, что нужно для работы». Усвоив последовательность описания определенных профессий, дети постепенно вычленяют общую содержательную основу, схему раскрытия данного явления и начинает пользоваться ею при выяснении характера других профессий.

Полученные на занятиях знания дети начинают переносить в новые условия, что является важным показателем умственного развития.

Беседа проходит интереснее и живее, если дети не только отвечают на вопросы взрослого, но и могут действовать и с картинками: группировать их, находить нужные.

Во время коррекционных занятий ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет.

Важное место в повышении активности детей на занятиях занимают игровые приемы, использование воспитателем различных игровых действий, игровых ситуаций разложить картинки, исправить ошибку.

Основные структурные элементы занятия:

Беседа или рассказ о содержании профессии, которые включают:

- история профессии;

- содержание труда;

- профессионально – важные качества;

- ограничения при работе этой профессии;

- описание интересных историй и случаев

из профессиональной жизни различных людей.

Используются игры, связанные с профессиями.

В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому, в занятия включаются две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.

Игры: «Профессия на букву, «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу, «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

В разнообразных ролевых играх дети сами выбирают себе профессию. Во время игр дети учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам, начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры).

В зависимости от воспитательно-образовательных задач и этапа обучения педагог решает, когда целесообразно проводить дидактические игры и упражнения как самостоятельные виды занятия, а когда использовать их как составные части. Таким образом, работа по ознакомлению детей с профессиями направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей его профессии.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Ручной труд в детском саду  Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 16:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД