Анастасия Андреевна
Развитие логического мышления у дошкольников
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных понятиях.
Этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей, а также это законы правильного мышления о требованиях предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников» размещена в разделах
Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы, умозаключения. А логическое мышление, со слов психологов, одна из высших форм деятельности человека.
Нужна ли логика маленькому ребенку?
Ведь Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни
человека, всего семь лет. Но именно в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. И наряду со всеми процессами интенсивно развивается познание, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.
Существуют следующие виды мышления :
-Предметно- действенное мышление;
-Наглядно-образное мышление;
-Словесно-логическое мышление.
У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно – действенное: с 2,5-3лет, является ведущим до 4-5 лет.
Дошкольники этого возраста способны устанавливать некоторые связи и отношения между предметами.
В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается образное мышление и воображение, развивается память, внимание и познавательная мотивация.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется с 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Дети способны не только решить задачу, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
- общее, частное и
единичное
- утвердительное и
отрицательное;
Понятие - житейское
- научное;
Умозаключение –
- индуктивное
- дедуктивное
- умозаключение по аналогии.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;
-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
В структуру мышления входят следующие логические операции :
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета от несущественных.
Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». Игровые занимательные задачи содержатся разного рода увлекательном математическом материале.
Поэтому, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективным является занимательная математическая деятельность.
Понимая, какое значение имеет развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх различный познавательный материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.