Развитие мелкой моторики через игру на детских музыкальных инструментах

елена рябоконь
Развитие мелкой моторики через игру на детских музыкальных инструментах

Специалисты нашего детского сада работают над социальной адаптацией детей с нарушением зрения, развивают мелкую моторику через специальные упражнения на занятиях аппликации, конструирования, рисования и т. д. Изучив литературу, касающуюся развития ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста, не встретила опыта работы по развитию ручной моторики через игру на детских музыкальных инструментах, а многолетний опыт работы позволяет мне утверждать, что системный подход к развитию мелкой моторики и координации движений рук возможен через обучение игре на детских музыкальных инструментах.

К сожалению, дети с частичной потерей зрения сами не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Моя работа в данном направлении помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

Если допустить малую двигательную активность мышц рук детей с нарушением зрения, они оказываются вялыми или слишком напряженными. А чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости и мягкости предметов. Механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро.

Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Исходя из вышесказанного, поставила перед собой цель: «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук как средство замещения недостаточности зрительной информации у детей с нарушением зрения через игру на детских музыкальных инструментах».

В нашем детском саду имеется большая база детских музыкальных инструментов и с каждым годом она пополняются. В наличии имеются: металлофоны, ксилофоны, колокольчики, металлофоны – колокольчики., блок – флейты, коробочки, бубенцы, тарелки, бубны различной величины, маракасы, кастаньеты, треугольники, румба, трещотки,. Наряду с фабричными инструментами имеются инструменты, изготовленные моими руками, а также с помощью родителей и воспитателей (картонные, пластмассовые, металлические) шумовые инструменты, наполненные природным материалом (шишками, орехами, крупами, камешками, ракушками, кастаньеты (пуговицы разной величины, пластины от использованных бубнов, деревянные палочки для создания ритмического фона). Каждый ребенок с нарушением зрения имеет возможность учиться играть на различных инструментах и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Созданные по моей инициативе музыкальные уголки в группах дают возможность расширять кругозор детей через знания русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра, инструментов народов мира, что позволяет знакомить их с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

За счет специальных упражнений, созданных мною, мне удается регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук через игру на детских музыкальных инструментах,.

В младшем возрасте начинаю с упражнений на регулирование силы движения руки, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с темпом и динамикой (барабан, бубен – для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка – потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном, я формирую навык дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развиваю зрительно – моторную координацию.

В старшем возрасте для развития мышечной силы и стимулирования движений пальцами, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:

- надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон);

- перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка, флейта);

- поочередное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон);

- ассиметрическое постукивание (поочередное постукивание руками: два раза одной, один раз другой, графическое изображение 2-1-2, 1-2-1, 2-1-1-2);

- поочередное отстукивание ритма каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола (на каждый пальчик ребенка надевается «наперсток», изготовленный мною из бросового материала);

- перебор струн щипковых инструментов (арфа, гусли);

- потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук. ;

- отхлопывание ритма ладонями по столу, затем чередуя положения: ладонь- ребро (одной и двумя руками).

Каждое мое занятие включает две части:

- упражнения для рук – игры на пальцах, пальцами: этим я снимаю напряженность мышц кистей и пальцев рук, а так же развиваю их подвижность и гибкость.

-знакомство детей с приемами различных видов предметно – практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику, осязательно-зрительное обследование детских музыкальных инструментов, игру на них и т. д.

Работу провожу индивидуально, с подгруппой или группой детей в зависимости от уровня развития осязательной чувствительности и моторики рук, а так же музыкальных способностей детей, особенностей познавательного развития.

Начинаю упражнения в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, при этом слежу за четкостью и ритмичностью их выполнения.

Только многократное повторение манипуляций с инструментами в системе способствуют преодолению недостатков развития предметно практических действий, как в умственном, так и в моторном плане. Особое внимание уделяю развитию навыка последовательного выполнения всех предметных действий и операций. Усложнение действий с инструментами происходит только при совместных действиях меня и ребенка. Большое внимание уделяю созданию на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Это позволяет мне развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще, и особенно при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Мне удается снять психологическую зажатость, развить эмоциональную сферу. Если ребенок затрудняется в выполнении действий, то я беру руки ребенка в свои и его руками совершаю нужные движения до тех пор, пока он не почувствует, что все понял и может действовать сам.

Мое направляющее воздействие заключается в специфических вопросах, указаниях, показах и повторах действий.

Это стимулирует качество и результативность действий детей, а так же способствует формированию самостоятельного анализа и исполнения. Многократное повторение заданных схем действий приводит к автоматизации и нарастанию точности качества результатов. Дети начинают ориентироваться на темп и ритм действий. А так же на время их выполнения. Действия их становятся ритмичными, более четкими и точными.

Мне удалось добиться результатов: дети стремятся к достижению результата деятельности – они не просто манипулируют инструментами, но настойчиво ищут нужный способ решения поставленной перед ними задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и достигают конечной цели.

Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать мне свои успехи. Без моего одобрения их усилия в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное и безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть и даже ранить психику ребенка. Поработав над данной проблемой, полностью разделяю мысль выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сейчас учеными –физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук способствует овладению приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дали детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство. И это позволяет им быть более активными, любознательными в жизни. Повысилась самооценка детей, снизилась конфликтность, у детей развились творческие способности, воображение, повысилась самооценка. Все это подтверждает правильную направленность моей деятельности.

Участие родителей в процесс моей работы позволяет эффективнее строить работу по данному направлению. Взаимодействие с родителями строю планомерно и целенаправленно. Выявляю семьи, которые с удовольствием бы включились в музыкальную творческую жизнь детского сада. Провожу тематические беседы, консультации, круглые столы, семинары –практикумы на тему «Развитие мелкой моторики через занятия на детских музыкальных инструментах». Даю рекомендации родителям по их подготовке к участию в праздничных мероприятиях.

Тесное, творческое, плодотворное сотрудничество с детьми и родителями дает положительный результат. Результатом этой работы являются яркие, красочные, эмоциональные выступления на праздниках, проводимых в детском саду и на городских мероприятиях. Так, с большим успехом ежегодно проходят «Веселые нотки» городского уровня, в которых принимают участие дети, педагоги и родители.

Комплексная диагностика у детей с нарушением зрения помогает мне увидеть все несформированные или отстающие от нормы компоненты не только музыкального, но и эмоционально – психического развития. Диагностика включает в себя: медицинскую (проводит офтальмолог, педиатр, психолого – педагогическую (проводит тифлопедагог, психолог, логопед, а диагностику музыкальных способностей провожу я. Это необходимо мне для того, чтобы учитывать потенциальные возможности детей, следить за динамикой развития каждого ребенка.

Работая над формированием компенсаторных и социально –адаптивных возможностей в процессе игры на детских музыкальных инструментах, учитываю ряд требований:

- обучение должно быть по возможности простым и естественным;

- логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной работы, особенно с теми детьми, которые трудно адаптируются в окружающей действительности;

- использование приемов обучения с учетом диагнозов детей с патологией зрения

И вот мои результаты:

• Каждый ребенок с нарушением зрения имеет возможность учиться играть на различных инструментах и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

• у 72% детей старшего дошкольного возраста на конец учебного года нормализовался мышечный тонус, развилась статическая выносливость, упорядочился темп движений;

• у 84% детей отмечается синхронность взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов;

• У 93% детей наблюдается быстрая реакция на словесные инструкции;

• у всех детей улучшилась тонкая и двигательная координация, необходимая для полноценного становления навыков речи

• в процессе коллективной игры на музыкальных инструментах, у детей сформирован высокий уровень коммуникативных навыков, они раскрепощены в общении со сверстниками и взрослыми, уверены в себе;

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Весёлые медвежатаВесёлые медвежата Развитие речи ребёнка, тесно связано с развитием мелкой моторики, на занятиях по развитию речи, используются разные методы и приёмы для.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики через игру на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 30 октября 2012 в 12:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...