Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Альфия Шафеева
Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Шафеева Альфия Аркадьевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции

речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Ухудшение экологической обстановки, социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы, высокий уровень заболеваемости матерей способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

У большинства детей с отклонениями в развитии, кроме основной патологии, отмечаются нарушения мелкой моторики

Исследования отечественных физиологов доказали связь развития рук с развитием мозга. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Недоразвитие ручной моторики детей с нарушениями речи проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений.

Наиболее ярко недостаточность моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движения, точной работы различных мышечных групп.

Такие дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Поэтому многие не любят рисовать. Особенно видна моторная неловкость на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы. Большинство детей не справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулаках или расправляя его. Выполнение заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

На занятиях оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнить самые простые движения, т. к. требуется пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Многие дети 5-7 лет не интересуются играми с конструкторами, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей с паретической формой нарушения часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики руки испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии является развитие пальцевой моторики.

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности. Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Требования к проведению пальчиковых игр

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления развития мелкой моторики

В работе с дошкольниками с нарушениями речи, необходимо включать в педагогический процесс различные упражнения на развитие мелкой моторики :

- кинезитерапию («Кулак – ребро – ладонь», «Колечко» и т. д.)

-пальчиковую гимнастику (театр на руке, теневой театр, игры с пальчиками);

-использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена);

- игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, скрепки, мелкие игрушки);

- завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;

-игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение);

- работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);

- работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант);

- игры в песочнице - нахождение заданных предметов;

- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь;

- использование Су Джок массажера.

Список использованной литературы.

1. Анищенко. Е. С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенко – М. : Астрель, 2006 г.

2. Узорова. О. В, Нефедова. Е. А Пальчиковая гимнастика /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова – М. Астрель, 2004 г.

3. Краузе Е. Н. Логопедия. –, СПб. : Корона принт, 2003г.

5. Цвынтарный. В. В. “Играем пальчиками и развиваем речь” СПб. : Лань, 1996 г

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2022 в 14:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД