Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Светлана Столетова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте.

В своей работе с детьми мы стараемся уделить особое внимание развитию мелкой моторики.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах

Подбираем игры, и упражнения по возрасту. Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Пальчиковые игры подбираем по различным темам.

Свою работу с малышами мы начинаем с потягивания пальчиков легкими движениями, круговых движений каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. Движения сопровождаются стишками и потешками «Сорока-белобока», «Пальчики», «Гуси-гуси». Помимо игр проводим массаж пальцев рук, особенно тщательно массируем кончики пальчиков. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут. Очень хорошо использовать шарики из латекса, вкладываем в ладони ребенка и слегка сжимаем.

С малышами постарше для массажа используем крупные шарики, держим руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик между его ладоней и вращаем. Добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребенка круговыми движениями в течение 3-4 минут. Затем начинаем проводить более активные упражнения. Хорошо тренируют движения пальцев рук игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- ворона» и т. д. Используем при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Учимся собирать и разбирать пирамидки, конструировать из кубиков, кирпичиков. Используем различные виды «вкладышей». «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку. Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, перебираем крупные бусы, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

Перспективным приемом является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подбираются к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также можно рисовать с помощью пробки, губки получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе - рассыпаем манную крупу, затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок» : дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Используем в своей работе тактильные таблицы, тактильные дорожки «В гости», различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные. Развитие тактильных ощущений с помощью мягкой перчатки (с кусочками кожи, ткани, пуговиц) которую можно одеть на руку и взрослому и ребенку. Даем детям игрушки с различными наполнителями (песок, пуговицы, крупа и т. д.)

Игры с песком и водой развивают у детей тактильно-кинестетическую чувствительность, снимают напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. Основные материалы - песок и вода, ребенок может использовать эти материалы так, как ему хочется- переливать, пересыпать, закапывать-откапывать, придавать форму. Начинаем игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, ребенок повторяет движения. «Проходим» ладошками и пальчиками оставляя следы, скользим по поверхности песка (как змейка, машинка, создаем узоры (солнышко, цветок). Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Игры с «пальчиковым театром» развивают у ребенка любознательность,

воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, совершенствуется произношение, развивается умение передавать содержание знакомой сказки. Ребенок с интересом надевает на пальчик игрушку, рассматривает и повторяет движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Доставание мелких игрушек в «пальчиковом бассейне» (наполненным крупой, горохом). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии.

Хорошее воздействие оказывают игры с карандашами, счетными палочками, клубками, пазлы, лего, шнуровки, мозаика, доска Сегена, подушка с пуговицами, застегивание пуговиц, складывание матрешек. Очень нравятся детям игры с липучками «Божья коровка».

Также используем на занятиях игры с фасолью, прищепками «сухой дождь» с разноцветными лентами для закрепления цвета, природные материалы шишки, желуди, камни. Полезно мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики.

Любят малыши игры с текстом песен, движениями Е. Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика», «Лимпомпо». Прослушивая их, у детей развивается речь, крупная и мелкая моторика, музыкальный слух, чувство ритма, координация движений.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, улучшается речь.

Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 12:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД