Лучший педагог года

Развитие музыкально-ритмических движений (часть третья)

Зоя Николаевна Родина
Развитие музыкально-ритмических движений (часть третья)

Часть 1

Часть 2

В младшей группе знакомлю детей с простейшими танцевальными движениями. В начале года использую пляски по показу, т. к. показ является основным методом обучения и играет основную роль в расширении и накоплении детьми навыков танцевальных движений.

Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений (часть третья)» размещена в разделах

Постепенно овладевая различными танцевальными движениями, накапливая их, дети переходят к их самостоятельному использованию, музыкальных играх и свободных плясках, при этом слежу за эмоциональным исполнением плясок и отдельных танцевальных движений в должном плясовом режиме, без необоснованных ускорений и замедления темпа музыки. В младшей группе я специально не работаю с детьми над качеством исполнения движений, а стараюсь расширить их объём. Использую различные по характеру пляски и игры, плавные хороводы с пением и более подвижные пляски на беге, с использованием простых танцевальных движений. Например: украинская народная мелодия «Стуколка», а так же пляски и плясовые упражнения с свободном построении (упражнения с листьями, платочками). В летнее время использую игры в с пением, со словом, которые знакомят с лучшими образцами народного творчества. В средней группе увеличиваю танцевальный запас, использую основные движения (бег, пружинку, прыжки). Постепенно усложняю танцевальные движения, но оставляю требование к эмоциональному выразительному исполнению плясок. И в то же время я никогда не даю сложных плясок, которые требуют большого количества времени на их обучение. Наоборот даю несложные пляски и обращаю внимание на их выразительное и качественное исполнение, путём постепенного приобщения и воспитания у детей культуры движения, поэтому обращаю внимание на технику исполнения танцевальных движений, на их лёгкой, свободу, эмоциональный характер. Но к сожалению, не всегда это удаётся. И здесь я работаю над техникой и качеством исполнения отдельных танцевальных движений, осуществляю в начале на специальных упражнениях и только потом, после усвоения, работаю над всей пляской, используя все виды показа, учу самостоятельно оценивать качество и правильность исполнения танцевальных движений твоих товарищей. Сначала дети стесняются делать замечания, но постепенно учатся видеть ошибки, к концу году анализируют движения товарищей и учатся избегать тех же ошибок.

В старшей группе увеличиваю объём танцевальных движений, больше использую характерные пляски: танец снежинок, петрушек, хлопушек, пляски зайчиков, лисы и т. д. В этих плясках больше значение предаю выразительности движений, подбираю соответствующую музыку. Движение в плясках должны характеризовать особенность персонажа, например Танец снежинок, музыка Жилина – очень красивая, лёгкая и воздушная музыка. Стремление лёгкости в этом танце – это плавность рук. Всё это способствует к образу снежинок. Работая над этими танцами и плясками, сюжетными играми, стараюсь помочь детям представить себе того или иного персонажа и ещё побуждаю детей к самостоятельному поиску средств двигательной выразительности. В парных плясках использую очень часто поскоки. Именно в старших группах дети выполняют поскок, но я продолжаю добиваться от них лёгкости и выразительности движений. С января начинаю учить детей боковому галопу, шагу польки, знакомлю детей с движениями : полуприсядка, топотушки и т. д. Все эти движения очень сложные и поэтому использую подготовительные упражнения. В качестве подготовительного упражнения даю приставной шаг, а потом работаю над боковым галопом. Когда учу русским национальным движениям, использую метод поэтапного разучивания. Принцип последовательности от простого к сложному. Например: Ковырялочка (русская) – сначала показываю, как правильно ставить ногу в сторону на носок, вывернув пятку вверх, а затем в эту же «ямку», приподняв и перевернув ногу, ставлю на пятку и так же делаю движение другой ногой. Затем учим перетопы на месте. Учу без музыки. И только когда овладели этими движениями, выполняем под музыку и в конечном итоге ввожу прыжок на опорной ноге, когда уже освоят первые движения. Точно так же обучаю детей и полуприсядке и т. д. К концу году в старшей группе дети должны овладеть многими танцевальными движениями, но я их не включаю в пляски, пока они не освоят эти движения качественно. Те дети, которые освоили сложные танцевальные движения, могут исполнять их в индивидуальных плясках.

Таким образов уже в подготовительной группе я работаю не над техникой движений, а над их лёгкостью, выразительностью. Полученные детьми в старшей группе запас русских танцевальных движений, даёт мне возможность предлагать детям разные пляски, основанные на этих движениях. Со второй половины года я начинаю обучать детей элементам плясок других народов. Каждое национальное движение имеет свою методику обучения. Имею хорошую общефизическую и двигательную подготовку, навыки культуры движения, дети быстро овладевают любыми движениями, которые доступны семилетнему ребёнку. Дети которые пропускают занятия по болезни не всегда могут догнать основную массу детей и встать на один уровень развития, поэтому работаю с ними индивидуально.

В подготовительной группе я так же использую различные игры, музыкальные игры – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки. Они доставляют детям огромную радость, особенно игры со словами, которые широко применяем в быту и на занятиях. Большое разнообразие вносят игры с предметами, наибольшее предпочтение дети отдают сюжетным играм и играм с элементами соревнования. Все музыкальные игры способствуют ориентировки в пространстве, умению сочетать движения с характером музыки, раскрывает сюжет игры. Когда дети хорошо владеют всеми основными и танцевальными движениями, на которых построено большинство игр, то нет необходимости долго задерживаться на одном материале и освободившиеся время использовать для обучения новым играм.

В заключении хочу подчеркнуть, что перед каждой возрастной группой стоят свои конкретные задачи. Их успешное решение позволяет мне постепенно подводить детей к каждому этапу их развития.

Работа по развитию музыкально-ритмических движений идёт одновременно по всем четырём направления в каждой группе, начинаю с младшей и кончая подготовительной. Однако, специфика каждого возраста и задачи определяются на каждом этапе развития и наиболее важные направления в работе обеспечивают своевременное развитие детей.

В младшей группе уделяю развитию ориентировки в пространстве и знакомству с большинством основных движений.

В средней группе – техническому освоению основных движений и закреплению навыков ориентировки в пространстве.

В старшей группе – обучению танцевальных движений, а так же продолжаю работу над совершенствованием основных движений.

В подготовительной группе завершаю работа над основными движениями и расширяю запас танцевальных движений.

Работу же по развитию музыкального восприятия считаю более важным направлением, которое проходит через все этапы обучения музыкально-ритмическим движениям. Только при условии хорошо развитого музыкального восприятия в сочетании с крепкими техническими навыками, я добиваюсь хороших результатов в освоении детьми музыкально-ритмических движений. Это способствует успешному решению всех задач программы по музыкальному воспитаю.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Русские посиделки» Материал: Бутафория русской избы, веночки, ложки, платочки, маракасы, погремушки, видео и аудио записи, схемы, костюмы к разным танцам.

Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения (2009/10 уч. год, 2011/2012.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-ритмических движений (часть третья)
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 16:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД