Развитие навыков речевого общения

Татьяна Гунина
Развитие навыков речевого общения

Введение

В эпоху высоких информационных технологий предъявляют более высокие требования к уровню эстетического, физического, нравственного, умственного развития детей. Конвенция о правах ребенка отмечает, что государство признает важную роль средств массовой информации и других национальных и международных источников, которые содействуют социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. [24, 382]. Концепция дошкольного воспитания рассматривает важное значение дошкольного детства в становлениях личности. Необходимо обогащать духовный мир детей, а именно каждому ребенку предоставить равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности. [23, 226]. В Законе Российской Федерации "Об образовании" рассматривается необходимость развития человека, который сможет совершенствовать общество. [15, 388]. Все эти моменты предполагают формирование всесторонне-развитой личности ребенка-дошкольника через разные виды деятельности /игра, изобразительная, трудовая, музыкальная и другие виды/.

Как отмечают многие исследователи, общение также играет огромную роль в развитии дошкольника (Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова). Общеизвестно, что недостаток общения детей с взрослыми культивирует такое явление как госпитализм, обуславливающий отставание детей в физическом и психическом развитии. Значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается духовная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые способности. По данным Артемовой Л. В., Маханевой М. Д., Реуцкой Н. А. развитие выразительной стороны речи, воспитание активности, инициативы, средством всестороннего развития личности, а именно речевого общения является театрализованная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития речи и навыков общения. Учеными ведется поиск средств развития речевого общения детей, среди которых можно отметить театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.

Противоречие между недостаточной изученностью данного вопроса и необходимостью организации этого процесса в ДОУ делает исследование актуальным.

Целью исследования явилось изучение особенностей развития навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы. Объектом исследования является речевое общение детей, а предметом – процесс развития навыков речевого общения детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой навыки речевого общения развиваются в театрализованной деятельности при соблюдении комплекса следующих условий:

• проектирование зоны театрализованной деятельности детей;

• наличие и развитие представления и интереса детей к различным видам театра;

• овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

• эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр.

В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы исследуемой проблемы;

2. Исследовать особенности навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности;

3. Разработать рекомендации для педагогов по развитию навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории деятельностного подхода к формированию и становлению личности (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н.); психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б.); положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (Андреев В. И., Кудрявцев В. Т., Сластенин В. А. и другие); положения о развитии речевого общения у детей дошкольного возраста (Галигузова Л. Н., Лисина М. И., Смирнова Е. О.).

Методами исследования являются:

1) анализ теоретических источников по проблеме исследования;

2) наблюдения за детьми;

3) педагогический эксперимент;

4) методы количественной и качественной обработки данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что совершенствуются творческие театрализованные игры детей за счет развития речевого общения. Разработанная система работы поможет всесторонне развить ребенка-дошкольника, а именно творческие способности детей.

Публикации по теме:

Игры, развивающие мышление в раннем возрасте Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Конвенция о правах ребенка Зачем надо знать права ребенка? Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
Автор публикации:
Развитие навыков речевого общения
Опубликовано: 28 января 2014 в 02:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...