Развитие навыков речевого общения

Татьяна Гунина
Развитие навыков речевого общения

Введение

В эпоху высоких информационных технологий предъявляют более высокие требования к уровню эстетического, физического, нравственного, умственного развития детей. Конвенция о правах ребенка отмечает, что государство признает важную роль средств массовой информации и других национальных и международных источников, которые содействуют социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. [24, 382]. Концепция дошкольного воспитания рассматривает важное значение дошкольного детства в становлениях личности. Необходимо обогащать духовный мир детей, а именно каждому ребенку предоставить равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности. [23, 226]. В Законе Российской Федерации "Об образовании" рассматривается необходимость развития человека, который сможет совершенствовать общество. [15, 388]. Все эти моменты предполагают формирование всесторонне-развитой личности ребенка-дошкольника через разные виды деятельности /игра, изобразительная, трудовая, музыкальная и другие виды/.

Как отмечают многие исследователи, общение также играет огромную роль в развитии дошкольника (Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова). Общеизвестно, что недостаток общения детей с взрослыми культивирует такое явление как госпитализм, обуславливающий отставание детей в физическом и психическом развитии. Значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается духовная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и проявляются все новые способности. По данным Артемовой Л. В., Маханевой М. Д., Реуцкой Н. А. развитие выразительной стороны речи, воспитание активности, инициативы, средством всестороннего развития личности, а именно речевого общения является театрализованная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития речи и навыков общения. Учеными ведется поиск средств развития речевого общения детей, среди которых можно отметить театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.

Противоречие между недостаточной изученностью данного вопроса и необходимостью организации этого процесса в ДОУ делает исследование актуальным.

Целью исследования явилось изучение особенностей развития навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы. Объектом исследования является речевое общение детей, а предметом – процесс развития навыков речевого общения детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой навыки речевого общения развиваются в театрализованной деятельности при соблюдении комплекса следующих условий:

• проектирование зоны театрализованной деятельности детей;

• наличие и развитие представления и интереса детей к различным видам театра;

• овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

• эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр.

В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы исследуемой проблемы;

2. Исследовать особенности навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности;

3. Разработать рекомендации для педагогов по развитию навыков речевого общения у детей с ЗПР подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории деятельностного подхода к формированию и становлению личности (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н.); психологическая концепция о соотношении обучения и развития (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б.); положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (Андреев В. И., Кудрявцев В. Т., Сластенин В. А. и другие); положения о развитии речевого общения у детей дошкольного возраста (Галигузова Л. Н., Лисина М. И., Смирнова Е. О.).

Методами исследования являются:

1) анализ теоретических источников по проблеме исследования;

2) наблюдения за детьми;

3) педагогический эксперимент;

4) методы количественной и качественной обработки данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что совершенствуются творческие театрализованные игры детей за счет развития речевого общения. Разработанная система работы поможет всесторонне развить ребенка-дошкольника, а именно творческие способности детей.

Публикации по теме:

Игры, развивающие мышление в раннем возрасте Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Конвенция о правах ребенка Зачем надо знать права ребенка? Чем больше людей будут знать о правах ребенка и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
Автор публикации:
Развитие навыков речевого общения
Опубликовано: 28 января 2014 в 02:13
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс для детей «Подарок для папы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! В предверии наступающего праздника дня защитника Отечества, мы с...
Мастер-класс по аппликации в младшей группе  «Домик для зайчика»
Интеграция образовательных областей:  Социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое...
Фотоотчет «Несколько идей по оформлению зимнего участка»
Хочу поделиться несколькими идеями по оформлению зимнего участка. Так как в этот год мы с детьми делаем акцент на народном творчестве, для оформления...
I часть. Праздник 23 февраля-как мы посылку солдатам собирали (фото отчет)
В нашем саду существует традиция - в день Защитника Отечества, в канун празднования праздника 23 февраля, мы с ребятами и родителями собираем посылку...
«Не дом, а игрушечка!». Фоторепортаж с набережной реки Мойки, 12
Многие публикации друзей заставляют искать интересную книгу или материал в интернете. В субботу, прочитав пост Натальи Поповой об истории кукольных домиков,...