Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания

Диана Складнева
Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания

Развитие речи должно осуществляться в тесной связи с развитием мышления и всей познавательной деятельности. Основу обучения составляет единство фор-мирования речи, мышления и познавательной деятельности.

Описательно-повествовательная разговорная речь психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. 0на отличается большей развёрнутостью т. к. «вводит слушателя в обстоятельства событий, способствует пониманию рассказа. Эта речь требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию речи. Для детей с недоразвитием речи описательно-повествовательная речь представляет большую трудность. Трудности заключаются в неполной сформированности речи во всех её компонентах /фонетике, лексике. грамматике/.Однако, овладеть данным видом речевой деятельности дети могут и должны строить связные высказывания, т. к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Для успешного обучения дети с недоразвитие речи должны овладеть основными типами связной описательно-повествовательной речи: рассказом и пересказом. Рассказ - связное, развёрнутое изложение какого-либо факта. Для него ребёнок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребёнка, его эмоции. Например, составление детьми рассказов на тему "Новогодний подарок». По форме это был описательный рассказ - изложение характерных признаков какого-либо предмета /в данном случае новогоднего подарка/ или события /встреча Нового года/.Дети с интересом рассказывали сразу обо всём, какой подарок они мечтали получить, как ждали деда Мороза, когда и где нашли подарок, какой он был.

Обучение описательно-повествовательной речи проводилось по трём направлениям:

Составление предложений полного состава сначала простых, а потом и сложных

конструкций. Например, по демонстрации действий. Одному ребёнку даю поручение выполнить какое-то действие, а остальные дети наблюдают за ним, затем рассказывают о совершённом действии: "Юля, положи игру в шкаф", "Что сделала Юля?". Ответ: "Юля положила игру в шкаф". Предложение связано со знакомой наглядной ситуацией. В процессе этой работы воспитывается внимание к речи, умение точно описать производимые действия. Постепенно усложняю задания: "Дима, сходи в соседнюю группу, попроси у воспитателя фломастеры и принеси мне" Здесь необходимо запомнить все действия и совершенно точно передать их в речевом оформлении. Аналогично строились упражнения над составлением предложений по показу инсценировки. Например, "Дети, кто к нам пришёл в гости?" /к нам в гости пришёл Петрушка /. Петрушка выполняет различные действия, а дети отвечают /поют песенку про кота, взял гармошку и т. д. /.

Для понуждения детей составлять распространённые предложения использую такие игры: "Кому дать флажок?", "Кто кого обогнал" "Что кому?" и т. д. Для составления предложений использую и такой приём - помощь по ходу разговора в виде устного плана, например, предлагаю сюжетную картинку " В саду зимой". Сначала нужно ответить краткими, полными предложениями на вопросы: "Кто нари-сован на картинке?" /мальчик и девочка/ "Как мы их назовём?" /мальчика -Миша, девочку -Люба/,"Что делают дети?" /Миша катает Любу на санках/.

Большое значение в воспитании познавательного интереса у детей имеют рассказы детей по восприятию. Например, составление рассказов по сюжетным кар-тинкам. Эти рассказы дети составляют сравнительно легко, т. к. они основываются на различных восприятиях зрительных, осязательных, слуховых. В занятии была использована сказка, дети охотно придумывали предложения и произносили их с разной интонационной окраской.

Более сложным для детей является рассказ по памяти. Память, как и восприятие, представляет собой процесс отражения действительности, но память отражает то, что было воспринято и пережито ранее. Рассказывание по памяти тренирует этот психический процесс, упражняет произвольную память. Эмоциональная память - это самый сильный вид памяти. Поэтому детям для рассказывания предлагаю интересную тему, оставившую яркий след не только в создании, но и в чувствах детей. Например; "Опиши велосипед. на котором ты катался летом", "Что мы сегодня делали на прогулке"/'Как прошёл Новогодний праздник" и др. Такие приёмы,как указания и разъяснение повторение отдельных мест. пересказ по частям,пересказ в лицах,игры-драматизации, инсценировка, поощрение и оценка обязательно присутствуют при обучении детей описательно-повествовательной речи, воспитание познавательных интересов у детей. Например, драматизации сказки "Теремок". Герои здесь забавные, вежливые, их поступки проникнуты заботой о других, вниманием к окружающим.

Можно заметить, как в процессе обучения у детей с недоразвитием речи пос-тепенно формировались мышление и различные его качества. Формировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, хотя они не всегда сопровождались показом, пересказывать, и как следствие - воспитание познавательного интереса.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания
Опубликовано: 17 августа 2012 в 20:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...
Присоединились к акции «Гирлянда дружбы».
Гирлянда дружбы. ( Фотоотчет) 2 декабря воспитанники старшей группы МКДОУ «Терновский детский сад №1» стали участниками Международной миротворческой...