Получи документы

Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания

Диана Складнева
Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания

Развитие речи должно осуществляться в тесной связи с развитием мышления и всей познавательной деятельности. Основу обучения составляет единство фор-мирования речи, мышления и познавательной деятельности.

Публикация «Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания» размещена в разделах

Описательно-повествовательная разговорная речь психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. 0на отличается большей развёрнутостью т. к. «вводит слушателя в обстоятельства событий, способствует пониманию рассказа. Эта речь требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию речи. Для детей с недоразвитием речи описательно-повествовательная речь представляет большую трудность. Трудности заключаются в неполной сформированности речи во всех её компонентах /фонетике, лексике. грамматике/.Однако, овладеть данным видом речевой деятельности дети могут и должны строить связные высказывания, т. к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Для успешного обучения дети с недоразвитие речи должны овладеть основными типами связной описательно-повествовательной речи : рассказом и пересказом. Рассказ - связное, развёрнутое изложение какого-либо факта. Для него ребёнок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребёнка, его эмоции. Например, составление детьми рассказов на тему "Новогодний подарок». По форме это был описательный рассказ - изложение характерных признаков какого-либо предмета /в данном случае новогоднего подарка/ или события /встреча Нового года/.Дети с интересом рассказывали сразу обо всём, какой подарок они мечтали получить, как ждали деда Мороза, когда и где нашли подарок, какой он был.

Обучение описательно-повествовательной речи проводилось по трё м направлениям:

Составление предложений полного состава сначала простых, а потом и сложных

конструкций. Например, по демонстрации действий. Одному ребёнку даю поручение выполнить какое-то действие, а остальные дети наблюдают за ним, затем рассказывают о совершё нном действии : "Юля, положи игру в шкаф", "Что сделала Юля?". Ответ: "Юля положила игру в шкаф". Предложение связано со знакомой наглядной ситуацией. В процессе этой работы воспитывается внимание к речи, умение точно описать производимые действия. Постепенно усложняю задания: "Дима, сходи в соседнюю группу, попроси у воспитателя фломастеры и принеси мне" Здесь необходимо запомнить все действия и совершенно точно передать их в речевом оформлении. Аналогично строились упражнения над составлением предложений по показу инсценировки. Например, "Дети, кто к нам пришёл в гости?" /к нам в гости пришёл Петрушка /. Петрушка выполняет различные действия, а дети отвечают /поют песенку про кота, взял гармошку и т. д. /.

Для понуждения детей составлять распространё нные предложения использую такие игры: "Кому дать флажок?", "Кто кого обогнал" "Что кому?" и т. д. Для составления предложений использую и такой приём - помощь по ходу разговора в виде устного плана, например, предлагаю сюжетную картинку " В саду зимой". Сначала нужно ответить краткими, полными предложениями на вопросы: "Кто нари-сован на картинке?" /мальчик и девочка/ "Как мы их назовём?" /мальчика -Миша, девочку -Люба/,"Что делают дети?" /Миша катает Любу на санках/.

Большое значение в воспитании познавательного интереса у детей имеют рассказы детей по восприятию. Например, составление рассказов по сюжетным кар-тинкам. Эти рассказы дети составляют сравнительно легко, т. к. они основываются на различных восприятиях зрительных, осязательных, слуховых. В занятии была использована сказка, дети охотно придумывали предложения и произносили их с разной интонационной окраской.

Более сложным для детей является рассказ по памяти. Память, как и восприятие, представляет собой процесс отражения действительности, но память отражает то, что было воспринято и пережито ранее. Рассказывание по памяти тренирует этот психический процесс, упражняет произвольную память. Эмоциональная память - это самый сильный вид памяти. Поэтому детям для рассказывания предлагаю интересную тему, оставившую яркий след не только в создании, но и в чувствах детей. Например; "Опиши велосипед. на котором ты катался летом", "Что мы сегодня делали на прогулке"/'Как прошёл Новогодний праздник" и др. Такие приёмы,как указания и разъяснение повторение отдельных мест. пересказ по частям,пересказ в лицах,игры-драматизации, инсценировка, поощрение и оценка обязательно присутствуют при обучении детей описательно-повествовательной речи, воспитание познавательных интересов у детей. Например, драматизации сказки "Теремок". Герои здесь забавные, вежливые, их поступки проникнуты заботой о других, вниманием к окружающим.

Можно заметить, как в процессе обучения у детей с недоразвитием речи пос-тепенно формировались мышление и различные его качества. Формировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, хотя они не всегда сопровождались показом, пересказывать, и как следствие - воспитание познавательного интереса.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие описательно-повествовательной речи у детей с ОНР — как средство познания
Опубликовано: 17 августа 2012 в 20:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД