Развитие орфографической интуиции в обучении глухих и слабослышащих школьников

Нина Палайчук
Развитие орфографической интуиции в обучении глухих и слабослышащих школьников

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Орфографическая грамотность – эта задача была, есть и будет одной из главных в обучении русскому языку. Это составная часть нашей общей языковой культуры, и основы грамотного письма закладываются уже в начальной школе. Сведения о русском языке, в особенности орфографические правила, словарные слова, изученные в раннем возрасте, воспринимаются в течение всей жизни человека как непреложная истина, как аксиома, не подвергаемая сомнению. В дальнейшем эти усвоенные сведения ощущаются человеком как врожденная грамотность, т. е. человек пишет правильно не задумываясь, не вспоминая каждый раз изученные в детстве орфограммы, руководствуясь одним подсознанием.

Но ведь можно привести сколько угодно примеров, когда ученик знает правила, приводит примеры, а при письме допускает большое количество ошибок.

Значит, усвоить и даже осмыслить правила – еще не значит избавиться от проблем с орфографией.

Еще больше трудностей возникает при обучении так называемым непроверяемым написаниям, которые вообще не подчиняются никаким правилам. Эта проблема особенно актуальна для наших детей, испытывающих трудности с восприятием речи на слух.

Анализ работ по русскому языку показал, что обучение грамотному письму по традиционной методике неэффективно. Попытки разнообразить процесс обучения ничего не изменили. Стала искать способы и приемы обучения непроверяемым написаниям, которые бы учитывали психофизиологические особенности наших учащихся.

Основной контингент нашей школы – это глухие и слабослышащие дети. К нам они поступают с разными исходными данными. У таких ребят преобладает зрительный способ восприятия информации. Основной вид внимания и памяти – непроизвольный. Эти особенности внимания и памяти решила использовать при обучении непроверяемым написаниям.

Общеизвестно, что многие люди не делают ошибок в словах, которых они не помнят, не знают, специально не изучали их написание. Все дело в том, что у некоторых людей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне: в подсознании человек способен хранить зрительный образ каждого слова, которое видел хотя бы раз в жизни. В этом случае речь идет об орфографической интуиции, в основе которой лежит непроизвольное внимание и память. Орфографическая интуиция, как и любое свойство человеческой психики, вещь развиваемая. Значит, развивая интуицию, можно обучать письму без ошибок.

Развитие орфографической интуиции как метод обучения грамотному письму был предложен еще в 19 веке выдающимся методистом Дмитрием Ивановичем Тихомировым. Считаю, что этот метод, как и сам Д. И. Тихомиров, незаслуженно забыты. Его идеи и сейчас созвучны тем тенденциям, которые прослеживаются в современной методике. В свей работе «Чему и как учить на уроках родного языка» он разработал оригинальную методику обучения орфографии без правил. За этот труд в 1888 году Тихомиров был награжден Петербургским комитетом грамотности Большой золотой медалью.

Как и большинство педагогов того времени, он считал, что изучить все правила невозможно: если собрать все правила только по глаголу, то их более двухсот. Кроме того, Тихомиров был убежден, что теоретическое изучение языка в раннем возрасте вредит мышлению ребенка и отдавал предпочтение развитию орфографической интуиции. В основу своего метода он положил особенность человека усваивать информацию непроизвольно, на подсознательном уровне. Вот что он писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок писал грамотно, заставляйте его читать как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

Другой известный методист Петр Семенович Тоцкий в своей работе «Орфография без правил» применил теорию Дмитрия Ивановича Тихомирова и разработал ряд методических приемов по развитию орфографического чутья. К таким приемам он отнес орфографическое чтение и показ правильного написания слов. Суть этого метода состоит в том, что учитель произвольно отбирает от 5 до 10 (в зависимости от возраста и уровня развития ребенка) непроверяемых слов, пишет их крупным шрифтом (высота букв 4 см, красным цветом помечает «опасные» буквы. В начале урока карточки поочередно показываются классу в течение 5-10 минут. Установка на запоминание не ставится. Учащиеся читают слова по слогам, потом бегло. Читаются слова орфографически, т. е. так, как пишутся, без соблюдения орфоэпических правил. Через неделю эти слова включаются в словарные диктанты (для глухих детей - зрительные, с пропуском непроверяемых орфограмм). Одним из главных условий, способствующих успешному запоминанию, является систематичность.

Сравнительные данные говорят о том, что работая по методике, разработанной Тихомировым и Тоцким, можно добиваться положительных результатов. К концу года учащиеся могут правильно писать даже те слова, которые им не показывали, причем это слова с неизученными и непроверяемыми написаниями. Можно предположить, что это ребята с более глубоким уровнем орфографической интуиции. Они способны переносить (экстраполировать) имеющийся орфографический опыт на слова, которые до сих пор были вне границ этого опыта. Во всяком случае, эта методика заслуживает внимания и всестороннего изучения. Идея Д. И. Тихомирова – обучать орфографии без правил или хотя бы свести их к разумному минимуму, очень актуальна в наше время. Большинство орфографических правил нуждаются в унификации, многие из них не согласуются с фонетикой современного русского языка и являются, по сути, историческими написаниями, которые с трудом воспринимаются учащимися. Многие написания вообще восходят к индоевропейскому языку-основе.

Тихомиров Д. И. был одним из первых, кто указал на необходимость упростить и сократить систему орфографических правил и основную роль в обучении орфографии отвел развитию орфографической интуиции как методу, основанному на учете психофизиологических особенностей человека.

Публикации по теме:

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Воспитание гармонически развитой личности через обучение детей английскому языку. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие орфографической интуиции в обучении глухих и слабослышащих школьников
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 04:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...