Развитие орфографической интуиции в обучении глухих и слабослышащих школьников

Нина Палайчук
Развитие орфографической интуиции в обучении глухих и слабослышащих школьников

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Орфографическая грамотность – эта задача была, есть и будет одной из главных в обучении русскому языку. Это составная часть нашей общей языковой культуры, и основы грамотного письма закладываются уже в начальной школе. Сведения о русском языке, в особенности орфографические правила, словарные слова, изученные в раннем возрасте, воспринимаются в течение всей жизни человека как непреложная истина, как аксиома, не подвергаемая сомнению. В дальнейшем эти усвоенные сведения ощущаются человеком как врожденная грамотность, т. е. человек пишет правильно не задумываясь, не вспоминая каждый раз изученные в детстве орфограммы, руководствуясь одним подсознанием.

Но ведь можно привести сколько угодно примеров, когда ученик знает правила, приводит примеры, а при письме допускает большое количество ошибок.

Значит, усвоить и даже осмыслить правила – еще не значит избавиться от проблем с орфографией.

Еще больше трудностей возникает при обучении так называемым непроверяемым написаниям, которые вообще не подчиняются никаким правилам. Эта проблема особенно актуальна для наших детей, испытывающих трудности с восприятием речи на слух.

Анализ работ по русскому языку показал, что обучение грамотному письму по традиционной методике неэффективно. Попытки разнообразить процесс обучения ничего не изменили. Стала искать способы и приемы обучения непроверяемым написаниям, которые бы учитывали психофизиологические особенности наших учащихся.

Основной контингент нашей школы – это глухие и слабослышащие дети. К нам они поступают с разными исходными данными. У таких ребят преобладает зрительный способ восприятия информации. Основной вид внимания и памяти – непроизвольный. Эти особенности внимания и памяти решила использовать при обучении непроверяемым написаниям.

Общеизвестно, что многие люди не делают ошибок в словах, которых они не помнят, не знают, специально не изучали их написание. Все дело в том, что у некоторых людей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне: в подсознании человек способен хранить зрительный образ каждого слова, которое видел хотя бы раз в жизни. В этом случае речь идет об орфографической интуиции, в основе которой лежит непроизвольное внимание и память. Орфографическая интуиция, как и любое свойство человеческой психики, вещь развиваемая. Значит, развивая интуицию, можно обучать письму без ошибок.

Развитие орфографической интуиции как метод обучения грамотному письму был предложен еще в 19 веке выдающимся методистом Дмитрием Ивановичем Тихомировым. Считаю, что этот метод, как и сам Д. И. Тихомиров, незаслуженно забыты. Его идеи и сейчас созвучны тем тенденциям, которые прослеживаются в современной методике. В свей работе «Чему и как учить на уроках родного языка» он разработал оригинальную методику обучения орфографии без правил. За этот труд в 1888 году Тихомиров был награжден Петербургским комитетом грамотности Большой золотой медалью.

Как и большинство педагогов того времени, он считал, что изучить все правила невозможно: если собрать все правила только по глаголу, то их более двухсот. Кроме того, Тихомиров был убежден, что теоретическое изучение языка в раннем возрасте вредит мышлению ребенка и отдавал предпочтение развитию орфографической интуиции. В основу своего метода он положил особенность человека усваивать информацию непроизвольно, на подсознательном уровне. Вот что он писал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок писал грамотно, заставляйте его читать как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

Другой известный методист Петр Семенович Тоцкий в своей работе «Орфография без правил» применил теорию Дмитрия Ивановича Тихомирова и разработал ряд методических приемов по развитию орфографического чутья. К таким приемам он отнес орфографическое чтение и показ правильного написания слов. Суть этого метода состоит в том, что учитель произвольно отбирает от 5 до 10 (в зависимости от возраста и уровня развития ребенка) непроверяемых слов, пишет их крупным шрифтом (высота букв 4 см, красным цветом помечает «опасные» буквы. В начале урока карточки поочередно показываются классу в течение 5-10 минут. Установка на запоминание не ставится. Учащиеся читают слова по слогам, потом бегло. Читаются слова орфографически, т. е. так, как пишутся, без соблюдения орфоэпических правил. Через неделю эти слова включаются в словарные диктанты (для глухих детей - зрительные, с пропуском непроверяемых орфограмм). Одним из главных условий, способствующих успешному запоминанию, является систематичность.

Сравнительные данные говорят о том, что работая по методике, разработанной Тихомировым и Тоцким, можно добиваться положительных результатов. К концу года учащиеся могут правильно писать даже те слова, которые им не показывали, причем это слова с неизученными и непроверяемыми написаниями. Можно предположить, что это ребята с более глубоким уровнем орфографической интуиции. Они способны переносить (экстраполировать) имеющийся орфографический опыт на слова, которые до сих пор были вне границ этого опыта. Во всяком случае, эта методика заслуживает внимания и всестороннего изучения. Идея Д. И. Тихомирова – обучать орфографии без правил или хотя бы свести их к разумному минимуму, очень актуальна в наше время. Большинство орфографических правил нуждаются в унификации, многие из них не согласуются с фонетикой современного русского языка и являются, по сути, историческими написаниями, которые с трудом воспринимаются учащимися. Многие написания вообще восходят к индоевропейскому языку-основе.

Тихомиров Д. И. был одним из первых, кто указал на необходимость упростить и сократить систему орфографических правил и основную роль в обучении орфографии отвел развитию орфографической интуиции как методу, основанному на учете психофизиологических особенностей человека.

Публикации по теме:

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Воспитание гармонически развитой личности через обучение детей английскому языку. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Осень
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие орфографической интуиции в обучении глухих и слабослышащих школьников
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 04:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздничное мероприятие «День Победы в Великой Отечественной войне»
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей , создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о...
Фотоотчет о подготовке к творческому конкурсу экологических макетов «Земля — наш...
В нашем детском саду «Колокольчик» руководство объявило о творческом конкурсе изготовления экологических макетов «Земля – наш общий дом», цель которого,...
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Белая береза»
Программное содержание: Совершенствовать художественные навыки и умения детей, учить использовать в своем творчестве новые знания. Развивать эстетическое и...
Фотоотчет «Поделки детей и родителей к Новому году»
Уважаемые коллеги! Сегодня, после выходных дней, наши родители, вдохновленные детскими просьбами, принесли в детский сад поделки на выставку к Новому...
Дидактическая игра «Я — художник» для детей старшей и подготовительной групп
Цели игры : Обеспечивать художественно-эстетическое развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;...