МААМ-картинки

Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ

Сухорукова Анастасия Владимировна
Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ

В формировании и развитии исследовательских способностей детей дошкольного возраста, познавательно-исследовательская активность играет важную роль оказывая влияние на формирование основы всего интеллектуального потенциала ребенка. Практические действия способствуют прямому развитию мыслительных процессов, что в свою очередь обеспечивается запуском чувственного восприятия, практической деятельности детей, словесного общения, и как следствие этого у ребенка возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ» размещена в разделах

Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования.

Однако есть несколько важных аспектов, которые обязательно следует учитывать при организации работы с детьми с ОВЗ.

Прежде всего необходим подход не с позиции того, что ребенок не может в силу своей особенности, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. Особенно важно стараться включать этих детей наравне со всеми в самые разнообразные виды деятельности. Хотя для этого им и требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленных задач.

Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. В последнее время наиболее актуальным становиться применение так называемого errorless learning – безошибочного обучения. Безошибочное обучение — это процесс постоянного применения подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому чтобы ребенок достиг успеха. После закрепления чувства успеха необходим переход к систематическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время. Безошибочное обучение осуществляется при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам.

В коррекционной работе следует применять принцип полисенсорной основы обучения, с опорой на все органы чувств (дать ребенку посмотреть, потрогать, понюхать, иногда даже попробовать на вкус исследуемые свойства предметов). Для закрепления полученного материала целесообразно использовать карточки - схемы, выкладывание логических цепочек, при этом каждое действие сопровождается речью, проговариванием совершаемых действий.

Среди методов сенсорного воспитания в развитии поисково-ориентировочных действий –выделяется метод проб, примеривания, зрительной ориентировки, а также обеспечение усвоения детьми систем сенсорных эталонов, включение в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

В процессе активного восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.

В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать рукой.

При формировании представлений о геометрических фигурах большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры, называние ее педагогом, выбор ребенком такой же. Далее упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на выбор по образцу, предметов одного цвета и величины, предметов разного цвета и величины, упражнение на выбор по словесному обозначению педагога, упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

Для детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, ЗРР) характерны: неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.

В частности дети с ЗРР, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: они либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Игровая деятельность таких детей на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Конечно в таких условиях формирование познавательно-исследовательской активности затрудненно.

Поэтому ввиду парциальной когнитивной недостаточности здесь важно перестроить подачу заданий и инструкций для таких детей, так как сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

В целом анализируя работу нескольких авторов занимающихся проблемой познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Поддьяков Н. Н., А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова) можно выделить несколько общих этапов формирования познавательно-исследовательской активности :

1 этап

- обследование предметов;

- решение проблемно-практических задач методом проб;

- выполнение предметной классификации по образцу.

2 этап

- нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов;

- выполнение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания;

- установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями;

- формирование умения выполнять операции сравнения и обобщения, определять последовательность событий.

3 этап

- воссоздание целостного образа предмета по его частям;

- определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3;

- анализ с формулировкой вывода по наблюдаемому предмету или явлению.

- развитие детского экспериментирования, расширение форм практического экспериментирования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности :

-Самостоятельность.

-Полнота и логичность ответа.

-Правильность выводов и формулировок.

Однако для для детей с ОВЗ существуют специфические показатели сформированности исследовательской деятельности :

-Умение видеть проблему;

-Умение формулировать и задавать вопросы;

- Умение выдвигать гипотезы;

-Умение делать выводы и умозаключения;

-Умение доказывать и защищать свои идеи;

-Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима. Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ : у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения и представляется одним из наиболее важных средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ОВЗ.

Список использованной литературы:

1. Ахутина Т. В. «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». СПб: Питер, 2008г.

2. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. “Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников”. Москва. : Сфера, 2017г.

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации. - М. : «Аркти», 2004г.

4. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания»/ Савенков А. И. - Ярославль: Академия развития, 2002г.

5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М. : Академия, 2002г.

6. Соболева А. В., Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Развиваем речь и мышление дошкольника».М. : В. Секачев, 2018г.

7. Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».М. : Владос, 2018г.

8. Эпова О. Л. Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 118-123.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и в умение добывать эти знания самому. Экспериментирование.

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в старшей возрастной группе посредством проектной деятельности 1. Актуальность проекта Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка» СЛАЙД 2. В каждом маленьком ребенке- И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило. Должен он скакать и прыгать,.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Сенсорное развитие Сентябрь Задача I неделя II неделя III неделя IV неделя Развивать зрительное восприятие. Закрепить умения группировать и соотносить однородные.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира Развитие познавательно –исследовательской деятельности.

Развитие познавательно-речевой активности ребёнка через использование развивающих игр Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами экспериментально-исследовательской деятельности Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятель. В старшем дошкольном возрасте дети достигают.

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в условиях реализации требований ФГОС Автор: Коннова Ирина Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Малыш – активный исследователь.

Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ д/с № 56 «Искорка» Протокол родительского собрания №2 Тема «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской активности детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 января 2019 в 23:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД