Симонова Надежда Сергеевна
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ
В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного возраста. И это вполне объяснимое явление, так как современный мир развивается достаточно динамично. Использование привычных традиционных моделей воспитания и обучения не всегда обеспечивает положительные результаты.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Образовательная область ФГОС ДО «Познавательное развитие» включает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания [3].
Познавательную активность можно характеризовать как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе познавательной деятельности. Это стремление ребенка познавать, обретать, чувствовать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной задачи [4, с. 50].
Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности является безусловный ориентировочный рефлекс («что такое?»). Однако эта предпосылка может развиться в качество личности, называемое познавательной активностью, только при определенных условиях. Оптимальными инструментами формирования познавательной активности следует считать такие, которые обеспечивают прежде всего формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительный фон обучения [4, с. 50].
Актуальность проблемы развития познавательных интересов определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес [1, с. 3].
В научных работах А. Дистервега, Ж. -Ж. Руссо прослеживается мысль о том, что интерес является необходимым условием любой «живой» деятельности, который можно возбудить новизной, разнообразием материала, другими педагогическими приемами.
Стоит отметить, что современные дети достаточно быстро осваивают новые технологии. Компьютеры притягивают их, в том числе и потому, что постоянно находятся в центре внимания взрослых.
В развитых странах в среднем как минимум каждый второй ребёнок дошкольного возраста пользуется планшетом или смартфоном, подключённым к интернету. Дети воспринимают компьютер как данность и без труда им овладевают. Нередко это происходит быстрее, чем они начинают читать, а иногда даже говорить [2, с. 3].
Следовательно, нужно своевременно и грамотно объяснить ребёнку, что компьютерные технологии первоначально необходимы для его развития, а не для бесцельного времяпровождения.
Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, и главным принципом при организации деятельности детей является принцип наглядности. Рассмотрим формы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые применяются на базе нашего дошкольного учреждения.
Просмотр мультимедийных презентаций. Презентации широко и успешно используются в образовательном процессе нашего детского сада уже достаточно длительное время. Мультимедийная презентация, как правило, содержит комбинации следующих основных элементов: видео, аудио, 3D модели, рисунки, фотографии, текст, анимация, навигация, всё это обеспечивают наглядность и доступность восприятия, например, при изучении новой темы.
Интерактивная мультимедийная презентация позволяет не только просмотреть информацию, но и определённым образом повлиять на отображаемый в тот или иной момент материал при помощи гиперссылок.
Интерактивные экскурсии позволяют детям перенестись в другое время, пространство, познакомиться с недоступными объектами и явлениями. Экскурсия как метод обучения помогает детям достигнуть определённой цели, получить новые знания, сформировать умения и навыки.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста вполне способствует развитию познавательной активности. В плане применения объективные возможности этих форм универсальны и обусловлены положительным результатом.
Источники:
1. Кузина, А. Ю. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности // учеб. -метод. пособие – Тольятти: ТГУ, 2009. – 60 с.
2. Солдатова, Г. Наедине с планшетом // Дети в информационном обществе. – 2014. – № 17. – С. 3.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
4. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.