Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

Татьяна Афанасьева
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования из опыта работы.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций.

Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей я взяла проект кружковой работы "Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста", направленный на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты «Юные исследователи»

Проводиться кружок будет еженедельно, в кружке занимаются все дети.

Целью работы: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В план экспериментальной деятельности были включены такие направления как:

«Наши помощники - органы чувств»

• Волшебница вода

• Воздух невидимка

Экспериментирование с предметами. Рукотворный мир.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы должны соблюдаться следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны советы для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному эксперериментированию».

Вниманию родителей были подготовлены консультации "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", "Учить ли детей делать открытия? "

В результате проведенной работы у детей должны быть сформированы следующие интегративные качества:

1. «Любознательный, активный»:

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;

В случаях затруднения обращается за помощью;

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

Адекватно использует вербальные и невербальные средствами общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

3. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту»:

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) ;

4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

В связи с тем, что я только начинаю работу по экспериментированию с детьми среднего возраста, в этом учебном году планируется:

• создание детской научной лаборатории;

• картотеки схем проведения различных экспериментов, используя которые дети самостоятельно могут проводить простейшие опыты;

• проблемных ситуаций.

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 17:07
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...